Публикации в средствах массовой информации
01.03.2022
Интервью Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Гусева А.В. журналу «Судья» № 2/2022
«Правосудие онлайн» повысит эффективность судебной деятельности и доступность информации о ней
Электронные технологии стремительно меняют не только обыденную жизнь граждан, но и работу публичной власти. Люди ожидают от властных институтов не только информационной открытости, но и доступности предоставляемых государственных и муниципальных услуг. Судебная власть модернизирует свою инфраструктуру в соответствии с требованиями времени максимально быстро, ведь у нее для этого есть все ресурсы — от интеллектуальных до технических. Правовое государство не может нормально функционировать без надежных гарантий независимости суда и без эффективной работы судебной системы, а потому бюджетные средства выделяются на эти цели в необходимом объеме. Работа по информатизации судов, созданию «электронного правосудия», формированию базы судебных решений с удобным для пользователей интерфейсом ведется Судебным департаментом при Верховном Суде РФ. Возглавляющий его Александр Владимирович Гусев рассказал редакции об итогах этой работы и перспективах создания электронных сервисов в помощь судам и гражданам.
Александр Владимирович! Расскажите, пожалуйста, как Вы видите дальнейшее развитие информатизации судебной деятельности?
Развитие информационных технологий, сопровождающих правосудие, осуществляется на сегодняшний день в соответствии с утвержденной в 2019 году Президиумом Совета судей Российской Федерации Концепцией развития информатизации судов до 2030 года.
Она служит основой для использования в судебной системе новейших информационных технологий, направленных на совершенствование судопроизводства, поддержание информационной безопасности, формирование единого информационного пространства судов и обеспечение открытости и доступности судебной системы для граждан и организаций.
Ее ключевые направления — это максимально возможная автоматизация процессов судебного делопроизводства, начиная с первичной регистрации поступающих в суд процессуальных документов и заканчивая обращением судебного постановления к исполнению, обеспечение возможности информационного взаимодействия судов, органов судейского сообщества и системы Судебного департамента в электронном виде с реализацией возможности сквозной нумерации судебных дел и возможности передачи судебных дел по инстанциям в электронном виде.
Одной из основных задач совершенствования информатизации в Концепции развития информатизации судов является создание суперсервиса «Правосудие онлайн», целевая модель и дорожная карта которого утверждена протокольными решениями президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности в 2020 году.
Суперсервис «Правосудие онлайн» разрабатывается в рамках федерального проекта «Цифровое государственное управление». Срок реализации мероприятий по указанным проектам определен в период с 2021 по 2024 год включительно.
Почему создание суперсервиса является важным этапом развития информатизации судов?
«Правосудие онлайн» формируется с позиции безусловного соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства, создания условий эффективной судебной деятельности посредством цифровизации.
Как подчеркивает Председатель Верховного Суда Российской Федерации В.М. Лебедев, создание суперсервиса «Правосудие онлайн» — важный этап в процессе цифровизации судов, который позволит участникам судопроизводства реализовать в дистанционной форме весь объем процессуальных действий, включая подачу документов в суд, уплату государственной пошлины, ознакомление с материалами дела в электронном виде, участие в судебном заседании посредством веб-конференции и получение судебного акта.
Целями создания суперсервиса являются совершенствование судебной защиты прав и законных интересов граждан, организаций, органов государственной власти, в том числе реализация гарантий участников судебного процесса на возможность подачи процессуальных документов посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (Единый портал госуслуг) и системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).
Платформа призвана усовершенствовать способы и формы коммуникации между участниками судебного процесса и судами, повысить эффективность судебной деятельности и доступность информации о ней, включая информацию о судебных делах и принятых судебных актах.
В рамках реализации суперсервиса «Правосудие онлайн» планируется осуществить крупную модернизацию программного обеспечения судебного делопроизводства Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие» (ГАС «Правосудие) с переводом на новую платформу и с дальнейшей эксплуатацией на единой распределенной базе данных.
В ближайшем будущем запланировано создание Судебного портала судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов для обеспечения дистанционного обращения в суд в электронном виде, а также доступа участникам судебного процесса в соответствии с процессуальным законодательством к материалам судебных дел в электронном виде.
Еще одно новшество — это внедрение в судебной системе веб-конференции с биометрической аутентификацией участников судебных процессов.
Немаловажное значение придается и развитию межведомственного электронного взаимодействия судов с государственными органами и организациями.
Требуется ли усовершенствование законодательного механизма выделения бюджетных средств, который сделает его более независимым от финансовой конъюнктуры?
Согласно Конституции Российской Федерации, финансирование судов производится только из федерального бюджета, что обеспечивает возможность полного и независимого осуществления правосудия.
Порядок выделения бюджетных средств строго регламентирован законодательством. Стоит отметить, что ключевая роль в формировании и принятии норм, регулирующих финансирование российский судов, принадлежит Председателю Верховного Суда Российской Федерации В.М. Лебедеву.
Правительство разрабатывает проект федерального бюджета в части финансирования судов при непосредственном взаимодействии с представителями Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Судебного департамента и с Советом судей Российской Федерации. При наличии разногласий Правительство вместе со своим заключением прилагает к проекту федерального бюджета предложения указанных судебных структур. Кроме того, представители высших судов и Судебного департамента могут участвовать в обсуждении федерального бюджета в Федеральном Собрании Российской Федерации.
Финансирование судов осуществляется в полном объеме и не подлежит произвольному уменьшению. Это законодательно установленная гарантия, которая позволяет сохранять баланс независимости правосудия от других ветвей власти.
Исключения из правил устанавливаются нормами Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» и Федерального закона «О финансировании судов Российской Федерации», согласно которым уменьшение финансирования судов в текущем или следующем за ним году не более чем на 5% может осуществляться только с согласия Совета судей Российской Федерации, а на более чем 5% только с согласия Всероссийского съезда судей.
Так, в декабре 2020 года Совет судей на пленарном заседании поддержал озвученную в докладе министра финансов Российской Федерации Антона Германовича Силуанова просьбу о приостановлении индексации зарплат судей в 2021 году, вызванную сложными условиями, с которыми столкнулась наша страна в период пандемии.
Финансирование судов тесно связано с вопросом независимости судей. На Ваш взгляд, достаточен ли объем выделяемых государством средств на финансирование цифровизации судебной системы?
Изменение цен в экономике коснулось и судебной системы. Наблюдается устойчивое повышение уровня цен на товары и услуги.
При этом Судебный департамент проводит работу, направленную на увеличение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, оптимизацию расходов и перераспределение лимитов бюджетных обязательств.
Всего в результате нашей совместной с Советом судей Российской Федерации работы в 2021 году объем бюджетных ассигнований, выделенных Судебному департаменту, составил 258,8 млрд рублей, что превышает предусмотренную первоначальную бюджетную роспись более чем на 33 млрд рублей.
Формирование проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов осуществлялось в соответствии с доведенным Правительством Российской Федерации графиком.
Судебным департаментом были внесены в Минфин России согласованные с Президиумом Совета судей Российской Федерации предложения о выделении на 2022 год дополнительных бюджетных ассигнований, в том числе на информатизацию судов.
По итогам рассмотрения наших предложений на согласительном совещании и после дополнительной проработки было принято решение о выделении судам и системе Судебного департамента дополнительных бюджетных ассигнований на 2022 год в объеме, превышающем 11 млрд рублей.
В результате бюджетные ассигнования, предусмотренные Судебному департаменту Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», составили: на 2022 год — 238,5 млрд рублей, на 2023 год — 241,4 млрд рублей, на 2024 год — 249,3 млрд рублей, в том числе ежегодно на реализацию федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013—2024 годы» — по 8,3 млрд рублей и государственной программы Российской Федерации «Информационное общество» — более чем по 600 млн рублей.
Мы продолжаем работу по увеличению объемов финансирования в целях создания надлежащих условий для деятельности судов и органов судейского сообщества.
Насколько цифровизация в организации управленческой области повлияла на формат работы управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и аппаратов судов?
Несомненно, цифровизация привнесла положительные моменты в работу системы Судебного департамента и судов.
В настоящее время мы используем различные программные продукты для анализа поступившей из судов и управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации в центральный аппарат Судебного департамента отчетности, в том числе данных судебной статистики. Документооборот между органами судейского сообщества, судами и системой Судебного департамента осуществляется в электронном виде.
За последние несколько лет произошли существенные изменения в законодательстве Российской Федерации, которые не могли не повлиять на организацию деятельности всей судебной системы и ее дальнейшую цифровизацию.
Для укрепления гарантий независимости и беспристрастности судей с 1 сентября 2019 года в судах стала использоваться система автоматизированного распределения поступивших в суд дел и материалов между судьями. Она позволяет полностью исключить человеческий фактор, учитывать нагрузку и специализацию судей, ликвидировать влияние лиц, заинтересованных в исходе разбирательства. В этот же день в России стали действовать правила, касающиеся обязательного аудиопротоколирования хода судебного процесса.
При этом наиболее перспективным направлением применения аудиопротоколирования с точки зрения снижения нагрузки на работников аппаратов судов был признан последовательный переход к использованию систем распознавания речи и ее перевода в текст для дальнейшего автоматизированного формирования протокола судебного заседания.
Опытная эксплуатация аппаратно-программного комплекса по распознаванию речи проводилась в 2018 году в районных судах Белгородской области. Работники судов, принимавшие участие в пилотном проекте, отмечали значительное повышение производительности труда, а также необходимость дальнейшего совершенствования программы с учетом специфики проведения судебного процесса.
На сегодняшний день во всех федеральных судах общей юрисдикции функционирует сервис, позволяющий гражданам подавать в суд иски и другие процессуальные документы в электронном виде и получать из суда юридически значимые документы через официальный сайт суда в режиме ограниченного доступа.
Всего за 5 лет работы создано более 1 540 240 личных кабинетов граждан для пользования сервисом «Электронное правосудие». Через них подано более 8 388 198 обращений в федеральные суды общей юрисдикции.
В ряде субъектов Российской Федерации граждане могут воспользоваться доступом к этому сервису на автоматизированных рабочих местах, оборудованных в офисах многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).
Проект реализуется в регионах на основании соответствующих соглашений, заключенных между МФЦ, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, судами и территориальными органами Судебного департамента.
Возможность получить, а также передать соответствующие документы в районные (городские) суды через МФЦ в непосредственной близости от места проживания является чрезвычайно важной в период действия ограничений, связанных с пандемией COVID-19. Очень актуален способ обращения в суд через МФЦ для граждан, которые не имеют электронных средств связи или не обладают достаточными навыками работы с ними.
Сокращение оборота документов, изготовленных на бумажном носителе, повышает эффективность судебного делопроизводства, а также позволяет экономить бюджетные средства.
Кроме того, активно применяется практика извещения сторон о месте и времени судебного заседания посредством sms-уведомлений, что позволяет существенно сократить почтовые расходы и повысить оперативность информирования сторон. Такие sms-уведомления отправляются только с согласия участника судопроизводства, который ранее дал расписку о согласии на получение уведомления подобным способом. За 2021 год направлено более 20 млн таких уведомлений.
Следует отметить опыт внедрения информационных технологий в федеральных арбитражных судах, применяющих в своей деятельности с 2010 года информационную систему электронной подачи документов «Мой арбитр». Так, поступающие в арбитражный суд документы на бумажных носителях как процессуального, так и непроцессуального характера подлежат сканированию (получению электронного образа документа) и размещению в информационной системе. При этом дело считается зарегистрированным в суде только после размещения электронного образа в информационной системе.
Полномасштабное внедрение указанных и иных информационных технологий привели к значительным изменениям в работе судебной системы Российской Федерации и положительно сказались на всем процессе отправления правосудия.
Согласно отчету Европейской комиссии по эффективности правосудия, опубликованному в ноябре прошлого года, российские суды продемонстрировали один из лучших показателей среди стран Совета Европы. В частности, эксперты совета Еврокомиссии единодушно сочли российскую судебную систему наиболее оперативной, технологически развитой и наименее финансово затратной для граждан.
Будет ли изменена организация подготовки кадров для работы с новыми информационными технологиями, уточнены требования к образованию лиц, принимаемых на работу в аппараты судов и управления Судебного департамента?
Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определены квалификационные требования для замещения должностей в аппаратах федеральных судов и системы Судебного департамента.
Работники судов и управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации должны обладать определенным уровнем базовых знаний и умений, в том числе в области информационно-коммуникационных технологий. Они включают в себя знания основ информационной безопасности и защиты информации, положений законодательства о персональных данных и электронной подписи, общих принципов функционирования системы электронного документооборота, а также знания и умения по применению персонального компьютера.
Эти требования закрепляются и в соответствующих разделах должностного регламента федеральных государственных гражданских служащих судебной системы.
Оценка знаний и умений в сфере информационных технологий осуществляется в ходе обязательного тестирования и индивидуальных собеседований с кандидатами в рамках проведения конкурсов на замещение вакантных должностей и включение в кадровый резерв соответствующего федерального суда или управления Судебного департамента в субъектах Российской Федерации.
При возникновении необходимости, в том числе для работы с новыми цифровыми разработками, представители центрального аппарата Судебного департамента и ФГБУ ИАЦ Судебного департамента проводят обучающие мероприятия и консультации в очном или дистанционном формате с направлением слушателям методических и демонстрационных материалов. Так, в 2021 году проведены более 100 вебинаров для работников судов общей юрисдикции и управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации по темам, связанным с техническими аспектами функционирования ГАС «Правосудие», в которых приняли участие более 4000 человек.
Кроме того, если требуется, государственные гражданские служащие имеют возможность пройти профессиональную переподготовку или повышение квалификации в ведущих высших учебных заведениях страны. В 2021 году повысили квалификацию более 9500 государственных гражданских служащих федеральных судов и системы Судебного департамента. Приняли участие в иных мероприятиях профессионального развития (семинары, круглые столы, вебинары и т.д.) около 22 600 человек.
В целях применения эффективных методов обучения, направленных на распространение лучших инновационных практик, только на базе Российского государственного университета правосудия Судебным департаментом на безвозмездной основе в дистанционном режиме организовано обучение более 12 950 работников федеральных судов и системы Судебного департамента по 7 ознакомительным программам, в том числе по вопросам цифровизации.
Всего в мероприятиях профессионального развития, организованных Судебным департаментом в 2021 году, участвовало более 32 000 государственных гражданских служащих.
Какой формат взаимодействия с Федеральной налоговой службой, Росреестром? Планируется ли развитие в области приказного производства, например?
На сегодняшний день для судей федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов обеспечено электронное взаимодействие посредством системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) с Федеральной налоговой службой (19 видов сведений), Росреестром (в части сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости), Казначейством России (ГИС ГМП) (в части оплаты госпошлины).
Также обеспечена техническая возможность направления судами на исполнение в Роскомнадзор в электронном виде вступивших в законную силу судебных решений о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации посредством СМЭВ.
Судебным департаментом продолжаются мероприятия по внедрению механизмов взаимодействия с ФССП России (в части передачи судами на исполнение в ФССП России исполнительных документов в электронном виде и получение судами из ФССП России постановлений судебного пристава-исполнителя в рамках ведения исполнительного производства).
Кроме того, Судебным департаментом ежегодно предусматриваются мероприятия по обеспечению расширения доступа судьям к сведениям, содержащимся в соответствующих информационных ресурсах государственных органов, посредством СМЭВ, и способствующим разрешению судебных споров.
В настоящее время в программном обеспечении по ведению судебного делопроизводства реализована возможность формирования судебных приказов на основе заполненных реквизитов в карточке по делу в соответствии с типовыми бланками (шаблонами) судебных приказов, разработанными Судебным департаментом.
Скажите, пожалуйста, какие информационные технологии и в каком сегменте отправления правосудия планируются в самое ближайшее время к внедрению в судебной системе?
Работы первого этапа по реализации целевой модели сервиса «Правосудие онлайн» до мая 2022 года включают в себя разработку ряда сервисов.
Это сервис определения территориальной подсудности, включая единый справочник адресов на основе базы данных федеральной информационной адресной системы.
Для обеспечения удобства граждан и организаций запланировано создание сервиса, который позволит направлять гражданам юридически значимые судебные извещения на Единый портал госуслуг, а также сервиса взаимодействия с судами общей юрисдикции посредством указанного портала. Это предоставит возможность гражданам подавать процессуальные документы в суды через личный кабинет на портале, а также отслеживать статус рассмотрения процессуального обращения в суды и получения уведомлений о ходе его рассмотрения.
Еще один сервис поможет в расчете и оплате госпошлины с учетом особенности ее уплаты при обращении в суды разных уровней, в том числе к мировым судьям, а также льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций.
Что предполагается сделать в развитие информатизации мирового правосудия?
Минцифры России в рамках проекта «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в 2021 году предоставлена субсидия из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для создания и поддержания на судебных участках мировых судей соответствующей технической инфраструктуры.
Вышеуказанные мероприятия направлены на организацию и сопровождение защищенного подключения судебных участков мировых судей к сети ГАС «Правосудие», что позволит обеспечить взаимодействие судебных участков мировых судей с модулем «Электронное правосудие» и поможет в ведении судебного делопроизводства.
На сегодняшний день к сети ГАС «Правосудие» технически подключены судебные участки мировых судей 82 субъектов Российской Федерации.
С 2022 года проводятся мероприятия по внедрению на судебных участках мировых судей субъектов Российской Федерации, технически подключенных к сети ГАС «Правосудие», сервиса взаимодействия с ФССП России и подачи процессуальных документов в электронном виде.
Что изменилось в работе самого Судебного департамента с учетом внедрения информационных технологий?
Особое развитие информационные технологии, применяющиеся в деятельности Судебного департамента и его территориальных органов, получили в период пандемии. Перед нами, как и перед другими государственными органами, стоял вопрос в сжатые сроки адаптировать всю деятельность к новым условиям труда.
Судебный департамент и его территориальные органы довольно быстро сориентировались в ситуации, обеспечив бесперебойную работу как собственной информационной инфраструктуры, так и судов.
Особую роль сыграла позиция Председателя Верховного Суда Российской Федерации В.М. Лебедева, который неоднократно отмечал положительные результаты цифровизации для судов и перспективы внедрения IT-технологий в судопроизводстве.
Для обеспечения удаленного взаимодействия всех звеньев судебной системы, органов судейского сообщества и системы Судебного департамента применялись различные информационные технологии. Так, в 2021 году при технической поддержке ФГБУ ИАЦ Судебного департамента проведено 2106 сеансов многоточечной видео-конференц-связи, что на 46% больше по сравнению с 2020 годом (1443 сеанса). Для сравнения: в 2019 году было всего 779 сеансов.
Проведение судебных заседаний и оперативных совещаний в режиме видео-конференц-связи на сегодняшний день стало одним из самых востребованных сервисов ГАС «Правосудие».
Кроме того, обмен данными осуществлялся и по электронной почте. Так, общее количество почтовых ящиков в поддерживаемых доменах (sudrf.ru, ssrf.ru, vkks.ru, msudrf.ru, cdep.ru, iac.cdep.ru) в 2021 году составило 10 491. Проведено 503 568 мероприятий по обеспечению функционирования электронной почты аппаратов судов, в том числе судебных участков мировых судей, системы Судебного департамента и ФГБУ ИАЦ Судебного департамента.
Дистанционные технологии стали активно применяться и при проведении обучения работников судов и системы Судебного департамента. В 2021 году в рамках мероприятий по профессиональному развитию государственных гражданских служащих представителями центрального аппарата Судебного департамента проведено 33 вебинара, в которых приняли участие более 9000 слушателей.
В рамках подготовки к проведению юбилейного Х Всероссийского съезда судей Судебным департаментом проработан вопрос организации интернет-трансляции мероприятия.
Ввиду значимости для всего судейского сообщества поднимаемых на съезде вопросов проведение трансляции является актуальной, своевременной и отвечающей потребностям цифрового общества мерой. Ее смогут посмотреть судьи и работники аппаратов судов. Для аккредитованных на мероприятие представителей средств массовой информации работа будет осуществляться в организованных при управлениях Судебного департамента в субъектах Российской Федерации временных пресс-центрах.
В заключение хотелось бы пожелать всем читателям журнала «Судья» в наше непростое время крепкого здоровья, успехов в труде, новых профессиональных достижений и всего самого доброго.
Спасибо большое за интересное интервью!