Публикации в средствах массовой информации

27.01.2017

Интервью Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Гусева А.В. журналу «Законодательство» Право для бизнеса № 1/2017

Уважаемый Александр Владимирович,расскажите, пожалуйста, о последних значимых результатах развития единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей и о ближайших планах.
— В рамках задачи создания единого информационного пространства судебной системы Российской Федерации в 2016 г.,помимо модернизации внутрисистемного электронного взаимодействия, создания центра обработки данных и развития программного функционала прикладных подсистем, особое внимание было уделено обеспечению автоматизированного межведомственного взаимодействия с органами государственной власти Российской Федерации с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).
В мае 2016 г. одобрено присоединение Судебного департамента к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для выполнения государственных функций в электронной форме. Создан технический комплекс обеспечения информационного взаимодействия судебной системы Российской Федерации с органами власти Российской Федерации в электронном виде через СМЭВ.
В 2016 г. реализуются мероприятия,в рамках которых будет обеспечена возможность обмена данными исполнительных документов между Федеральной службой судебных приставов и судами общей юрисдикции Российской Федерации в электронном виде, а также осуществляться взаимодействие с Федеральным казначейством в части подключения судебных органов к ГИС.
В 2017 г. планируется реализовать взаимодействие судебной системы Российской Федерации с ФНС России, Рос-реестром, Роскомнадзором.
Какие действия предусмотрены для пресечения и предотвращения потенциальных информационных угроз в этой части государственного сегмента телекоммуникационных сетей?
— В рамках технического проекта модернизации и развития ГАС «Правосудие»с учетом интеграции с информационными ресурсами и системами федеральных арбитражных судов разработаны и согласованы в ФСТЭК России и ФСБ России основополагающие документы по информационной безопасности — Концепция и политика информационной безопасности ГАС«Правосудие», Модель угроз и нарушителя информационной безопасности ГАС «Правосудие», отвечающие всем требованиям современного законодательства в области безопасности информации. Проводятся мероприятия, направленные на реализацию требований этих документов.
Как удается обеспечить приоритет применения российского программного обеспечения?
— Из-за сложности и специфичности решаемой задачи проект ГАС «Правосудие» изначально был ориентирован на использование специально созданной отечественной разработки в области прикладного программного обеспечения. Она базируется на наиболее технологичных обще системных программных решениях ведущих мировых компаний-производителей. В настоящее время в рамках общего программного обеспечения ГАС «Правосудие» наиболее существенные инфраструктурные вложения связаны с закупкой лицензий на использование баз данных Oracle, операционную систему и офисный пакет Microsoft.
Подсистема обеспечения информационной безопасности ГАС «Правосудие» изначально строилась с использованием отечественных сертифицированных программно-аппаратных решений. Данный подход предполагается сохранить в первую очередь с учетом необходимости преемственности решений.
При создании и комплектации Центра обработки данных в составе модернизированной ГАС «Правосудие» осуществляется закупка вычислительного оборудования, все ключевые компоненты которого произведены и собраны в России отечественными компаниями. Начаты работы по импортозамещению оборудования в рамках закупок технических средств в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября2016 г. № 968.
С учетом принципа максимального сохранения инвестиций в техническом проекте на модернизацию и развитие ГАС«Правосудие» для функционирования ее серверов и рабочих станций рассматривается использование операционных систем MS Windows, и тестируется возможность применения замещающего отечественного программного обеспечения «Альт Линукс» или аналогов.
4 октября 2016 г. федеральным государственным бюджетным учреждением«Информационно-аналитический центр поддержки ГАС «Правосудие» заключено с разработчиком продуктов «Мой Офис» соглашение о тестировании этих программных продуктов. Целью тестирования является определение возможности их применения в составе ГАС «Правосудие»,их совместимости со специализированным программным обеспечением ГАС «Правосудие», эффективности и удобства использования.
Также среди первоочередных задач модернизации и развития ГАС «Правосудие»нельзя не отметить апробацию отечественных программных решений на основе бесплатного программного обеспечения с открытым исходным кодом.
Каковы ближайшие перспективы развития системы ГАС «Правосудие» в части модулей взаимодействия с истцами, административными истцами, заявителями?
— Приоритетной задачей является по-лучение доступа к сервисам судебной системы Российской Федерации через Единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ). На сегодняшний день Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации подготовлен проект административного регламента предоставления государственной услуги «Получение информации о подсудности гражданских дел районному суду». Эта услуга позволяет выяснить адрес и время работы районного суда, в который требуется подать гражданский иск. В дальнейшем через ЕПГУ будет реализована подача заявителями документов в электронном виде после их регистрации в личном кабинете на ЕПГУ через единую си-стему идентификации и аутентификации,а также с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. Для обеспечения размещения на ЕПГУ информации Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации о деятельности органов судебной власти Российской Федерации Министерством экономического развития Российской Федерации готовятся изменения в соответствующие нормативные правовые акты. Кроме того, во исполнение требований Федерального закона от 8 марта 2015 г.№ 22-ФЗ в 2017 г. на портале ГАС «Правосудие» будет обеспечена возможность перехода в личный кабинет пользователя. Это позволит зарегистрированному и про-шедшему авторизацию участнику судебно-го разбирательства в рамках административного судопроизводства посредством телекоммуникационной сети Интернет направлять в суд и получать из суда юридически значимые документы в электронной форме.
Как скоро, на Ваш взгляд, станет возможным использование квалифицированной электронной подписи участниками процесса? Когда электронная форма документооборота, процессуального взаимодействия получит приоритет?
Планируется ли подобное взаимодействие с участниками уголовного процесса?
— К концу 2016 г. планируется завершить опытную эксплуатацию модуля по-дачи электронных документов в соответствии с требованиями Кодекса административного производства Российской Федерации, в первой половине 2017 г.обеспечить разработку и опытную эксплуатацию модуля подачи электронных документов в соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Указанные модули будут интегрированы в интернет-портал ГАС «Правосудие». При подаче участниками судебных процессов электронных документов планируется использование ими простой электронной подписи, за исключением случаев, когда законодательством предусмотрено обязательное использование усиленной квалифицированной электронной подписи.
При этом участник судебного процесса может воспользоваться электронной подписью, выданной удостоверяющим центром, аккредитованным Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
В рамках уголовного процесса планируется обеспечить электронное взаимодействие с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, поскольку стороной уголовного процесса, представляющей в суд уголовное дело с обвинительным заключением, является прокурор. Взаимодействие с другими участника-ми уголовного процесса обеспечивается уже много лет с использованием видеоконференц-связи ГАС «Правосудие».
Есть ли в планах развитие технологической централизации и экстерриториальности работы канцелярии судов первой инстанции?
— Под централизацией работы канцелярий судов первой инстанции понимается переход к приему документов в электрон-ном виде через ЕПГУ и портал sudrf.ru.Техническое решение электронного сервиса «Личный кабинет участника судопроизводства» имеет основным принципом создание единой приемной с последующей возможностью одному лицу взаимодействовать с разными судами Российской Федерации посредством одного личного кабинета. В то же время обработка входящей корреспонденции полностью осуществляется канцелярией соответствующего суда.
Повысилась ли в последнее время доступность информации о деятельности судов?
— В информационно-телекоммуникационной сети Интернет размещается информация об оперативных совещаниях руководящего состава Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и по мере проведения о заседаниях коллегии Судебного департамента,приводится ежеквартальная отчетность о рассмотрении обращений граждан и организаций в аппарате Судебного департамента,ежегодно публикуются отчеты об итогах деятельности Судебного департамента.Состав информации о деятельности судов определен Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». Перечень общедоступной информации о деятельности Судебного департамента, размещаемой в форме открытых данных в сети Интернет, утвержден приказом Судебного департамента от 17 декабря 2014 г.№ 293. Вся необходимая информация до-водится до всеобщего сведения, регулярно обновляется на сайтах судов.В 2016 г. в целях повышения прозрачности и открытости правосудия в пилотном режиме на сайте Белгородского областного суда ведется трансляция открытых судебных заседаний в режиме реального времени. Запущен сервис Единого центра обработки вызовов, где гражданин может получить базовую информацию о деятельности интересующего его суда по телефону.
Налажено ли взаимодействие с печатными и электронными средствами массовой информации, в том числе сетевыми ресурсами, блогерами?
— В соответствии с Концепцией информационной политики судебной системы Российской Федерации постоянно совершенствуется информационное обеспечение судебной системы. Основные усилия направлены на укрепление доверия общества к судам, повышение эффективности информационного обеспечения деятельности судов и органов судейского сообщества, создание устойчивых деловых коммуникаций с общественностью и средствами массовой информации. На сегодняшний день система информационного обеспечения полностью отвечает принципу гласности правосудия.
Во всех федеральных судах есть пресс-секретари, отвечающие за взаимодействие с общественностью и средствами массовой информации. Активно действуют пресс-службы во всех органах Судебного департамента. Их усилиями поддерживается работа 2470 сайтов федеральных судов и управлений Судебно-го департамента в субъектах Российской Федерации.
Кроме того, Судебный департамент принимает меры к обеспечению надлежащих условий для выпуска печатных изданий судейского сообщества в регионах. В 67 субъектах Российской Федерации из-даются журналы и бюллетени, учрежденные совместно управлениями Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, региональными советами судей и областными и равными им судами. Совокупный тираж этих корпоративных изданий в 2014—2015 гг. составил более 86 тыс. экземпляров.
Таким образом, создается направленный информационный поток, формирующий устойчивые коммуникации общества и судебной системы.
Следует отметить, что работа пресс-секретарей не ограничивается взаимодействием со средствами массовой информации. В целом ряде регионов (например,в Санкт-Петербурге, Рязанской, Белгородской, Оренбургской областях, Пермском и Камчатском краях) судами совместно с территориальными органами Судебного департамента реализуются социально значимые проекты, направленные на повышение правового сознания различных категорий граждан.
Одним из основных направлений работы Судебного департамента является совершенствование системы организации информационного сопровождения деятельности судов, органов судейского сообщества, повышение авторитета судебной власти и престижа профессии судьи, формирование благоприятного общественного мнения о деятельности судебной системы.
Центром этой работы стали регионы,где пресс-службы управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации в тесном взаимодействии с соответствующими структурами судов стали активными проводниками информационной политики судебной системы. Так, в Тульской, Калининградской, Ульяновской, Иркутской, Нижегородской областях,в Республике Мордовии и ряде других регионов пресс-службами за квартал инициируется от 1000 до 7000 публикаций в различных средствах массовой информации. Налажено тесное взаимодействие и реализуются различные образовательные, научные и информационные проекты совместно с Союзом журналистов России, Советом по правам человека и развитию гражданского общества при Президенте Российской Федерации.
Особое внимание уделяется информационному обеспечению мероприятий, проводимых Верховным Судом Российской Федерации, Советом судей Российской Федерации, Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации. Судебным департаментом разработан и реализован план информационного обеспечения в публичном пространстве подготовки и проведения IX Всероссийского съезда судей. Предусматривалось про-ведение во всех субъектах Российской Федерации более 500 мероприятий, направленных на формирование позитивного информационного фона, повышение доверия общества к судебной системе. Можно констатировать, что эти цели достигнуты.
Все это способствовало достижению главной цели — расширению гласности,открытости российского правосудия, улучшению освещения в средствах массовой информации деятельности судов, проблем развития судебной системы России.
Какие данные Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его органов являются открытыми?
— Судебный департамент формирует официальную статистическую информацию о количественных показателях рассмотрения федеральными судами общей юрисдикции, федеральными арбитражными судами, мировыми судьями дел и материалов в порядке уголовного, административного, гражданского производства и производства по делам об административных правонарушениях. Формирование статистических показателей осуществляется на основе данных первичного статистического учета, представленных Верховным Судом Российской Федерации, верховными судами республик, краевыми и областными судами, судами городов федерального значения, судами автономной области и автономных округов, окружными (флотскими) военными судами, управлениями Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, федеральными арбитражными судами субъектов Российской Федерации, апелляционными и окружными арбитражными судами.
В соответствии с Национальной стратегией противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460, Судебный департамент осуществляет сбор, обобщение первичных данных судебной статистики о количестве преступлений и лиц, осужденных за преступления коррупционной направленности, и размещение их на интернет-портале ГАС «Правосудие». Количественные показатели судеб-ной статистики по делам о преступлениях коррупционной направленности определяются на основании Перечня № 23 преступлений коррупционной направленности,введенного в действие указанием Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России от 15 февраля 2012 г.№ 52-11/2.
Ведется ли учет всех выносимых в стране судебных актов, в том числе с разбивкой по различным составам уголовных преступлений, с учетом пересмотра, обжалования решения суда первой инстанции? Отражается ли в такой отчетности профессиональная компетенция отдельных судей?
— Регламентные формы статистической отчетности о деятельности судов общей юрисдикции по рассмотрению уголовных, гражданских, административных дели дел об административных правонарушениях, а также судебная статистика о судимости в Российской Федерации являются открытой информацией для неограниченного круга лиц. Данная информация размещается на сайте Судебного департамента.Статистическая отчетность о количестве осужденных, оправданных лиц и лиц,в отношении которых производство по уголовным делам прекращено или они признаны судом невменяемыми, ведется по всем составам Уголовного кодекса Российской Федерации на основе учета судебных решений, вступивших в законную силу. Статистическая отчетность о количестве лиц, привлекаемых к административной ответственности, по итогам рассмотрения дел составляется также с учетом результатов рассмотрения по статьям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, относящимся к подсудности судов.
При формировании федерального хранилища статистической отчетности судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов, удаленный доступ к которому можно получить, обратившись с запросом, статистическая информация консолидируется по субъектам Российской Федерации на основе данных районных судов, судебных участков мировых судей, областных и равных им судов, окружных (флотских)военных судов, гарнизонных военных судов соответствующего военного округа,арбитражных судов субъектов Российской Федерации, арбитражных апелляционных судов и арбитражных судов округов.
Кроме того, для пользователей сети Интернет на портале ГАС «Правосудие» организован доступ к информационному сервису, посредством которого неограниченному кругу лиц предоставлена возможность осуществлять отбор судебных актов, размещаемых на официальных сайтах судов.
Данные судебной статистики публикуются на официальном сайте Судебного департамента начиная с 2007 г.,а с 2014 г. на сайте размещается также информация о судебной статистике федеральных арбитражных судов. Все данные судебной статистики являются открытыми и доступны гражданам.
Какие из этих информационных ресурсов являются федеральными государственными информационными системами?
— Данные судебной статистики формируются автоматизированно из карточек судебного делопроизводства, которые входят в состав Государственной автоматизированной системы «Правосудие». Публикация и подготовка обезличенных судебных актов посредством специального программного обеспечения ГАС «Правосудие» также осуществляется автоматизированно.
Как Судебный департамент содействует судейскому сообществу в подготовке, переподготовке, повышении профессиональной квалификации кадров, отборе кандидатов на должности судей и ведения кадрового резерва?
— В решении проблем кадрового обеспечения судов приоритетными направлениями являются прежде всего определение потребности судов в кадрах и укомплектование вакантных должностей судей,взаимодействие с квалификационными коллегиями судей по отбору и подготовке кандидатов на должности судей, формирование резерва и оказание правовой и методической помощи.
В этих целях Судебным департаментом осуществляется организационно-правовое обеспечение деятельности органов судейского сообщества, в том числе экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи, квалификационных коллегий судей в субъектах Российской Федерации.
Работники системы Судебного департамента являются секретарями квалификационных коллегий судей, оказывают со-действие квалификационным коллегиям судей в проведении проверочных мероприятий и подготовке личных дел кандидатов на должности судей, осуществляют организацию психологического обследования при изучении личности кандидатов на должности судей.
Постоянно проводится мониторинг данных о количестве вакансий в судах, анализируются данные о причинах наличия вакансий, принимаются меры к повышению качественного уровня судебных кадров. В 2015 г. было вакантно 2716 должностей судей, или 11 % от штатной численности судей. Из них в областных и равных им судах — 675 (10,5 %), в районных судах — 2041 (11,3 %).
В течение 2015 г. источниками пополнения судейского корпуса в областны хи равных им судах в основном являлись судьи районных судов (96,5 %). Кадровым резервом для пополнения вакантных должностей судей в районных судах являлись мировые судьи (45 %), помощники судей (37,9 %), работники прокуратуры и следственных органов (9,6 %).
За первые девять месяцев 2016 г. были вакантны 2976 должностей судей, или 12,1 %от штатной численности судей. Из них в областных и равных им судах — 715 (11,1 %), в районных судах — 2261 (12,5 %).
В указанный период основными источниками пополнения вакантных должностей судей продолжали оставаться: в областных и равных им судах — судьи районных судов(98 %); в районных судах — мировые судьи (39,9 %), помощники судей (41,6 %), работники прокуратуры и следственных органов(10,8 %).
Содействие судейскому сообществу в повышении профессионального уровня судей, а также государственных служащих федеральных судов и органов Судебного департамента осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации путем:
— организации и обеспечения дополни-тельного профессионального образования судей федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов, в том числе впервые назначенных на должность, а также государственных служащих судов и управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации;
— взаимодействия с образовательными учреждениями, реализующими программы дополнительного профессионального образования;
— проведения комплексного анализа и прогнозирования потребности в дополнительном профессиональном образовании;
— контроля за ходом профессиональной подготовки судей и государственных гражданских служащих;
— разработки и реализации мер по эффективному использованию бюджетных ассигнований, выделяемых из федерального бюджета на дополнительное профессиональное образование;
— участия в организационном обеспечении конференций, совещаний, рабочих встреч и семинаров с участием судей и государственных гражданских служащих;
— оказания методической помощи по организации обучения на местах;
— участия в разработке проектов нормативных актов по вопросам дополни-тельного профессионального образования.
Уважаемый Александр Владимирович!
Благодарим Вас за интересную беседу.

Интервью размещено в журнале «Законодательство» Право для бизнеса № 1/2017