НОВОСТИ И СОБЫТИЯ
03.12.2021
Доклад Генерального директора Судебного департамента на пленарном заседании Совета судей Российской Федерации 2 декабря 2021 года
Уважаемые коллеги!
В 2021 году Судебный департамент, руководствуясь действующим законодательством, указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», другими актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, распоряжениями Председателя Верховного Суда Российской Федерации, решениями IX Всероссийского съезда судей, Совета судей Российской Федерации и его Президиума, в условиях сохраняющихся ограничений, вызванных распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), продолжал осуществление организационного обеспечения деятельности судов и органов судейского сообщества, финансирование мировых судей, формирование единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей.
В отчетном периоде под руководством Председателя Верховного Суда Российской Федерации В.М. Лебедева, при постоянной поддержке Совета судей Российской Федерации, его Президиума и председателя Совета судей Российской Федерации В.В. Момотова продолжалась реализация комплекса мероприятий, направленных на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия, в том числе мероприятий федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013–2024 годы» и государственной программы Российской Федерации «Информационное общество».
Предметом нашего повышенного внимания продолжали оставаться вопросы обеспечения:
деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, Центрального окружного военного суда и других судов;
функционирования института присяжных заседателей в районных судах и гарнизонных военных судах;
обязательного аудиопротоколирования судебных заседаний и применения судами видео-конференц-связи;
внедрения современных цифровых технологий в деятельность судов.
8 января 2021 г. вступили в силу изменения, внесенные в федеральную целевую программу «Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы» постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2020 г. № 2351, согласно которым программа изложена в новой редакции со сроком реализации до 2024 года.
Федеральной целевой программой на период 2021–2024 годов предусмотрена реализация мероприятий только инвестиционного характера.
Финансирование мероприятий по информатизации, обеспечению безопасности и охраны зданий судов, обеспечению жильем судей, работников аппаратов судов и системы Судебного департамента с 2021 года предусматривается в бюджете Судебного департамента в составе непрограммных направлений расходов.
Финансовое обеспечение деятельности судов в отчетном периоде осуществлялось в соответствии с действующим бюджетным законодательством Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Судебному департаменту Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».
Первоначальной росписью федерального бюджета Судебному департаменту на 2021 год были предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 225,7 млрд. рублей.
В течение отчетного периода мы проводили работу, направленную на увеличение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, оптимизацию расходов и перераспределение лимитов бюджетных обязательств, в том числе на цели, связанные с противодействием распространению новой коронавирусной инфекции.
Всего в результате нашей совместной с Советом судей Российской Федерации работы по итогам 11 месяцев текущего года объем бюджетных ассигнований, выделенных Судебному департаменту, составил 254,3 млрд. рублей, что больше предусмотренного первоначальной бюджетной росписью почти на 29 млрд. рублей.
Формирование проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов осуществлялось нами в соответствии с доведённым Правительством Российской Федерации графиком.
Судебным департаментом были внесены в Минфин России согласованные с Президиумом Совета судей Российской Федерации предложения о выделении на 2022 год дополнительных бюджетных ассигнований.
По итогам рассмотрения наших предложений на согласительном совещании и после дополнительной проработки было принято решение о выделении судам и системе Судебного департамента дополнительных бюджетных ассигнований на 2022 год в объеме, превышающем 11 млрд. рублей.
В результате бюджетные ассигнования, предусмотренные Судебному департаменту Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», составили:
на 2022 год – 238,5 млрд. рублей;
на 2023 год – 241,4 млрд. рублей;
на 2024 год – 249,3 млрд. рублей,
в том числе ежегодно на реализацию федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013–2024 годы» – по 8,3 млрд. рублей и государственной программы Российской Федерации «Информационное общество» – более чем по 600 млн. рублей.
Мы продолжаем работу по увеличению объемов финансирования в целях создания надлежащих условий для деятельности судов и органов судейского сообщества.
В целях повышения эффективности управления бюджетными средствами, наиболее рационального их расходования, предупреждения коррупционных правонарушений, совершенствования организационного обеспечения деятельности судов и органов судейского сообщества Судебным департаментом в соответствии с установленными полномочиями осуществлялись плановые и внеплановые контрольные мероприятия.
В течение 11 месяцев отчетного года нами были проведены 3 комплексные проверки органов Судебного департамента, 18 целевых проверок, а также 168 контрольно-ревизионных и аудиторских мероприятий.
Для снижения рисков заражения новой коронавирусной инфекцией, а также экономии бюджетных средств контрольно-ревизионные и аудиторские мероприятия проводились смешанным камерально-выездным методом, благодаря которому количество дней, когда мероприятие проводится по месту нахождения проверяемого объекта, сократилось вдвое.
Результаты проведенных контрольных мероприятий рассматривались на оперативных совещаниях и на заседаниях специально созданной комиссии.
Информация о нарушениях и недостатках, выявленных в ходе проведения контрольно-ревизионных мероприятий, 4 февраля и 30 сентября текущего года была представлена на рассмотрение Президиума Совета судей Российской Федерации.
Во исполнение постановлений Президиума Совета судей Российской Федерации от 4 февраля 2021 г. № 870 и от 30 сентября 2021 г. № 903 обзоры нарушений и недостатков, выявленных в ходе проведенных контрольно-ревизионных мероприятий в федеральных судах и системе Судебного департамента, были направлены председателям федеральных судов и начальникам управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации.
Нами осуществляется постоянный контроль за ходом устранения выявленных нарушений и недостатков.
Во взаимодействии с Комиссией Совета судей Российской Федерации по реализации мероприятий противодействия коррупции, урегулированию конфликта интересов во внеслужебных отношениях и при исполнении судьями своих полномочий продолжалось осуществление антикоррупционных мероприятий.
Члены судейского сообщества участвовали в работе комиссий и рабочих групп Судебного департамента при коллегиальном рассмотрении наиболее важных вопросов организационного обеспечения деятельности судов.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2021 г. № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021–2024 годы» внесены изменения в План противодействия коррупции в Судебном департаменте на 2021 год. Осуществлено методическое сопровождение аналогичной работы в судах, органах и учреждении Судебного департамента.
В установленный срок соответствующие доклады были представлены Президенту Российской Федерации и Председателю Верховного Суда Российской Федерации.
В течение 2021 года Судебным департаментом в приоритетном порядке решались вопросы организационно-правового обеспечения деятельности судов, информатизации их деятельности, обеспечения деятельности органов судейского сообщества, принимались меры по обеспечению безопасности судей и охраны зданий судов.
Во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 2 мая 2021 г. № Пр-753 по реализации послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации нами были проработаны вопросы межведомственного взаимодействия для реализации процесса предоставления гражданам ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет.
Прорабатывались вопросы цифрового исполнительного производства, подачи в суд и получения из суда документов посредством многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, совершенствования деятельности администраторов судов и другие вопросы.
В установленные сроки были выполнены мероприятия по сбору, формированию, контролю и анализу статистической отчетности.
В отчетном периоде обработано почти 210 млн. статистических показателей суммарно по всем уровням судов и формам отчетности.
В 2021 году мы продолжали работу по развитию Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие».
В рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» государственной программы Российской Федерации «Информационное общество» осуществлена модернизация центра обработки данных ГАС «Правосудие» с целью реализации сервиса «Правосудие онлайн», выполняются работы по реализации целевой модели этого сервиса.
Обновляются программно-технические средства ГАС «Правосудие».
В течение отчетного периода обеспечена закупка 10 тысяч новых компьютеров и 10 тысяч новых печатающих устройств для судов и органов Судебного департамента.
Обеспечена круглосуточная поддержка и функционирование почти 11 тысяч официальных сайтов федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, органов судейского сообщества, органов Судебного департамента, участков мировых судей и государственных органов субъектов Российской Федерации по обеспечению деятельности мировых судей.
В условиях ограничений, вызванных распространением новой коронавирусной инфекции, Судебным департаментом и Информационно-аналитическим центром поддержки ГАС «Правосудие» обеспечено проведение в режиме видео-конференц-связи целого ряда мероприятий Совета судей Российской Федерации и Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, в том числе обеспечено проведение тайного электронного голосования, предусмотренного повесткой дня заседания Совета судей Российской Федерации.
Одной из значимых наших функций является обеспечение прав лиц, участвующих в деле, по направлению в суд и получению из суда в электронном виде документов, связанных с рассмотрением дела. В федеральных судах общей юрисдикции эта функция реализуется посредством сервиса «Электронное правосудие».
За период работы этого сервиса создано более 1,4 млн. личных кабинетов граждан для подачи в суды документов в электронном виде, через них подано более 7,7 млн. электронных обращений в федеральные суды общей юрисдикции.
Количество электронных обращений в федеральные суды общей юрисдикции посредством сервиса «Электронное правосудие» ежегодно растет. За 11 месяцев 2021 года подано более 3,2 млн. обращений.
По итогам отчетного года доля электронных обращений составит более 30 % от общего количества обращений в федеральные суды общей юрисдикции.
В федеральные арбитражные суды посредством аналогичного сервиса в информационной системе «Мой арбитр» в течение 11 месяцев отчетного года подано свыше 620 тысяч обращений в электронном виде..
Увеличивается количество пользователей Интернет-портала ГАС «Правосудие».
Количество обращений к Интернет-порталу в 2021 году превысило 3 млрд. 337 млн., а количество личных кабинетов пользователей (уникальных пользователей) портала выросло до 19 млн.
В настоящее время посредством системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) обеспечено электронное взаимодействие судей федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов с Федеральной налоговой службой, Роскомнадзором, Казначейством России, Росреестром, Федеральной службой судебных приставов для обмена информацией и документами в электронном виде с этими органами государственной власти.
Ведутся работы по модернизации функционала с целью расширения перечня взаимодействующих государственных органов и повышения качества пользования сервисами.
Внедрена и функционирует система извещения сторон о месте и времени судебного заседания при помощи СМС-сообщений.
За 11 месяцев 2021 года отправлено более 20,5 млн. СМС-сообщений.
Формируется «Единая картотека судебных дел» подсистемы «Судебное делопроизводство и статистика».
В центральное хранилище в течение отчетного периода собрано свыше 125 млн. судебных дел, а в консолидированную базу данных судимости – более 11,7 млн. статистических карточек на подсудимых.
В отчетном периоде осуществлялось приобретение, строительство, реконструкция и капитальный ремонт зданий судов и системы Судебного департамента, решались вопросы их эксплуатации и управления недвижимостью.
В рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013–2024 годы» в течение 11 месяцев 2021 года введено в эксплуатацию строительством и реконструкцией 7 объектов общей площадью почти 60 тысяч кв. м, в том числе здания:
Иркутского областного суда;
Южного окружного военного суда;
Карабулакского районного суда Республики Ингушетия;
Кызылского городского суда Республики Тыва;
Красноярского районного суда Астраханской области;
Третьего арбитражного апелляционного суда (г. Красноярск);
Арбитражного суда Республики Башкортостан.
До конца текущего года планируется ввести в эксплуатацию еще 1 объект – пристройку к зданию Ковровского городского суда Владимирской области.
В ходе реализации программ Судебного департамента «Капитальный ремонт фасадов и кровель зданий федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов на 2019–2021 годы» и «Комплексный капитальный ремонт зданий федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов на 2019–2023 годы» до конца отчетного периода планируется отремонтировать и принять в эксплуатацию более 70 зданий, фасадов и кровель зданий.
В течение 2021 года проводилась работа по принятию на баланс Судебного департамента имущественных комплексов в Республике Крым:
клинического санатория «Парус»;
санаторно-курортного центра «Фемида»;
базы отдыха «Эврика».
Завершены работы по обследованию конструктивных элементов зданий, наружных инженерных сетей и прилегающей территории клинического санатория «Парус», осуществляется подготовка технического задания на разработку проектно-сметной документации для проведения ремонтных работ.
Завершаются работы по обследованию недвижимого имущества санаторно-курортного центра «Фемида».
В отношении базы отдыха «Эврика» продолжается работа по передаче объектов недвижимости в федеральную собственность с последующим их закреплением за Судебным департаментом.
В соответствии с законодательством Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации, поручениями Председателя Верховного Суда Российской Федерации в 2021 году осуществлялось кадровое обеспечение деятельности судов, организационное обеспечение дополнительного профессионального образования судей и работников аппаратов судов, реализация социальных гарантий судей и членов их семей.
Была продолжена работа по оптимизации системы районных судов путем укрупнения судебных районов и выравнивания служебной нагрузки судей.
По итогам 9 месяцев 2021 года в Российской Федерации функционировали 2329 федеральных судов общей юрисдикции и 115 федеральных арбитражных судов.
В указанных судах осуществляли правосудие около 26 тысяч судей.
В течение 11 месяцев отчетного периода Судебным департаментом обеспечено дистанционное обучение в Российском государственном университете правосудия по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации более 7,5 тысяч судей федеральных судов.
Завершили дистанционное повышение квалификации в Российском государственном университете правосудия свыше 6,5 тысяч работников аппаратов судов, замещающих должности помощников председателей судов, помощников судей, секретарей судов и судебных заседаний федеральных судов.
В соответствии с положениями действующего законодательства Российской Федерации Судебным департаментом в 2021 году обеспечена выплата:
ежемесячного пожизненного содержания – более чем 20 тысячам судей, пребывающих в отставке;.
ежемесячной надбавки к денежному вознаграждению в размере 50 % ежемесячного пожизненного содержания – более чем 11 тысячам судей;
ежемесячного возмещения в связи с гибелью (смертью) судьи – более чем 2 тысячам нетрудоспособных членов семей судей..
На основании решений уполномоченных комиссий Судебного департамента обеспечена реализация жилищных прав судей и работников аппаратов судов.
Совместно с судами и органами судейского сообщества Судебным департаментом в отчетном периоде обеспечивалась доступность информации о деятельности судов, осуществлялось взаимодействие со средствами массовой информации.
Так, в 2021 году на официальных интернет-сайтах, в изданиях судейского сообщества, доступных для широкой общественности, а также в средствах массовой информации размещено более 320 тысяч публикаций новостного и аналитического характера, а также интервью.
Обеспечено присутствие журналистов в более чем 5 тысячах открытых судебных заседаний. Проведено около 500 мероприятий с участием средств массовой информации (пресс-конференций, брифингов, круглых столов).
В соответствии с решениями Президиума Совета судей Российской Федерации обеспечена организация и проведение Всероссийского конкурса пресс-служб районных судов и гарнизонных военных судов.
Уважаемые коллеги! Таковы основные итоги деятельности Судебного департамента в 2021 году.
Мы благодарны вам за вашу постоянную поддержку и конструктивное сотрудничество.
В будущем 2022 году мы продолжим реализацию решений IX Всероссийского съезда судей, Совета судей Российской Федерации и его Президиума, мероприятий государственных программ Российской Федерации и федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013–2024 годы», а также решение задач, поставленных Президентом Российской Федерации, Председателем Верховного Суда Российской Федерации и Советом судей Российской Федерации.
Одной из приоритетных задач для нас остаётся задача по организационному обеспечению подготовки и проведения X Всероссийского съезда судей в соответствии с решением, которое было принято Советом судей Российской Федерации.
Благодарю вас за внимание.