НОВОСТИ И СОБЫТИЯ
09.12.2020
Доклад Генерального директора Судебного департамента на пленарном заседании Совета судей Российской Федерации 8 декабря 2020 года
Уважаемые коллеги!
В 2020 году Судебный департамент, руководствуясь действующим законодательством, указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», национальной программой «Цифровая экономика Российской Федерации», другими актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, распоряжениями Председателя Верховного Суда Российской Федерации, решениями IX Всероссийского съезда судей, Совета судей Российской Федерации и его Президиума, продолжал осуществление организационного обеспечения деятельности судов и органов судейского сообщества, финансирование мировых судей, формирование единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей, реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы».
Сложным испытанием для судов, органов судейского сообщества и системы Судебного департамента, как и для всего нашего общества, стала начавшаяся в текущем году и продолжающаяся по настоящее время пандемия, вызванная распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Меры, принятые в соответствии с указами Президента Российской Федерации, постановлениями Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации в целях противодействия распространению новой коронавирусной инфекции, позволили создать необходимые санитарно-эпидемиологические условия для выполнения стоящих перед нами задач.
Под руководством Председателя Верховного Суда Российской Федерации В.М. Лебедева, при постоянной поддержке Совета судей Российской Федерации и его Президиума продолжалась работа по обеспечению:
деятельности новых кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, Центрального окружного военного суда и других судов;
функционирования института присяжных заседателей в районных судах и гарнизонных военных судах;
обязательного аудиопротоколирования судебных заседаний и применения судами видео-конференц-связи.
Осуществлялись мероприятия, направленные на реализацию сервиса «Правосудие онлайн» в рамках развития ГАС «Правосудие».
Решались вопросы, связанные с продлением срока действия федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы» до 2024 года включительно.
Сохранение на должном уровне объема финансирования судов, обеспечивающего возможность полного и независимого осуществления правосудия, оставалось для Судебного департамента важнейшей задачей.
Первоначальной росписью федерального бюджета Судебному департаменту были предусмотрены бюджетные ассигнования на 2020 год в размере 219,1 млрд. рублей (219 млрд. 087,8 млн. рублей).
В течение отчетного года мы проводили работу, направленную на увеличение бюджетных ассигнований, оптимизацию расходов и перераспределение лимитов бюджетных обязательств по кодам бюджетной классификации с учетом предложений бюджетополучателей, в том числе и на цели, связанные с противодействием распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Всего за 11 месяцев 2020 года объем бюджетных ассигнований, выделенных Судебному департаменту, составил 241,5 млрд. рублей (241 млрд. 448,2 млн. рублей), что больше предусмотренного первоначальной бюджетной росписью более чем на 22 млрд. рублей.
В ходе формирования проекта федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов Советом судей Российской Федерации и Судебным департаментом были направлены совместные обращения в адрес Правительства Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации, в результате чего в отношении бюджета Судебного департамента не были применены меры по уменьшению бюджетных ассигнований на 10 %.
Кроме того, Судебным департаментом были внесены в Минфин России согласованные с Советом судей Российской Федерации предложения о выделении на 2021–2023 годы дополнительных бюджетных ассигнований в сумме более 48 млрд. рублей ежегодно.
По итогам рассмотрения наших предложений на согласительном совещании было принято решение о выделении Судебному департаменту дополнительных бюджетных ассигнований на 2021 год в объеме 5,6 млрд. рублей и ежегодно около 3 млрд. рублей на плановый период 2022 и 2023 годов.
Также нам были увеличены бюджетные ассигнования путем перераспределения от Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на развитие ГАС «Правосудие» с целью реализации сервиса «Правосудие онлайн» в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» государственной программы Российской Федерации «Информационное общество».
В целях компенсации затрат бюджету Самарской области на реконструкцию и строительство здания Шестого кассационного суда общей юрисдикции предусмотренные Судебному департаменту на 2021 год бюджетные ассигнования инвестиционного характера были уменьшены на 2,2 млрд. рублей.
В связи с поправками Правительства Российской Федерации в проект федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов в состав программных направлений деятельности были включены только расходы инвестиционного характера.
Иные бюджетные ассигнования, ранее предусмотренные на реализацию федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы», сохранены в бюджете Судебного департамента на 2021–2023 годы в составе непрограммных направлений расходов.
Таким образом, бюджетные ассигнования, предусмотренные Судебному департаменту Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», составили:
на 2021 год – 225,7 млрд. рублей (225 млрд. 695,9 млн. рублей);
на 2022 год – 227,0 млрд. рублей (227 млрд. 026,5 млн. рублей);
на 2023 год – 233,9 млрд. рублей (233 млрд. 862,5 млн. рублей);
в том числе на реализацию:
федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013–2024 годы» – 6,6 млрд. рублей в 2021 году и по 8,3 млрд. рублей в 2022 и 2023 годах;
государственной программы Российской Федерации «Информационное общество» – 459,4 млн. рублей в 2021 году и более чем по 600 млн. рублей в 2022 и 2023 годах, а также государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» – по 2,9 млн. рублей ежегодно.
Отмечу, что предусмотренный Судебному департаменту на 2021 год объем финансирования более чем в 2 раза превышает наши расходы в 2011 году и почти в 30 раз больше объема финансирования Судебного департамента в 2000 году.
В 2021 году мы будем продолжать работу по увеличению объемов финансирования в целях создания надлежащих условий для деятельности судов и органов судейского сообщества.
В отчетном периоде Судебным департаментом в соответствии с установленными полномочиями, в целях повышения эффективности управления бюджетными средствами, наиболее рационального их расходования, предупреждения коррупционных правонарушений осуществлялись плановые и внеплановые контрольные мероприятия.
В связи с ситуацией, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции, мы были вынуждены сократить количество проводимых в этом году контрольных мероприятий, а отдельные мероприятия мы проводили камерально.
В течение 11 месяцев 2020 года нами было проведено 3 комплексные проверки органов Судебного департамента, 5 целевых проверок и 51 контрольно-ревизионное мероприятие.
Результаты проведенных контрольных мероприятий рассматривались на оперативных совещаниях и на заседаниях специально созданной комиссии.
Информация о нарушениях и недостатках, выявленных в ходе проведения контрольно-ревизионных мероприятий в 2019 году, в январе 2020 года была представлена на рассмотрение Президиума Совета судей Российской Федерации.
Обзор выявленных нарушений и недостатков направлен в суды и органы Судебного департамента, осуществляется постоянный контроль за их устранением.
Продолжалась практика участия членов судейского сообщества в коллегиальном рассмотрении наиболее важных вопросов организационного обеспечения деятельности судов и принятии решений по ним.
Во взаимодействии с Комиссией Совета судей Российской Федерации по реализации мероприятий противодействия коррупции, урегулированию конфликта интересов во внеслужебных отношениях и при исполнении судьями своих полномочий в установленные сроки были выполнены мероприятия Национального плана противодействия коррупции на 2018–2020 годы и Плана противодействия коррупции в Судебном департаменте на 2020 год.
Соответствующие итоговые доклады представлены Президенту Российской Федерации и Председателю Верховного Суда Российской Федерации.
Ключевыми направлениями работы оставались организационно-правовое обеспечение деятельности судов, информатизация их деятельности, формирование единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей, обеспечение деятельности органов судейского сообщества.
Разработаны и одобрены Советом судей Российской Федерации законопроекты по вопросам обеспечения мантиями и служебным обмундированием судей, работников аппаратов судов и системы Судебного департамента.
Разработан проект постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающий возможность подачи в суд и получения из суда документов через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.
В течение отчетного периода Судебным департаментом рассматривались законопроекты, проекты актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и давались соответствующие заключения, вносились изменения в нормативные правовые акты Судебного департамента по вопросам организационного обеспечения деятельности судов.
Осуществлялись мероприятия, направленные на продление срока действия федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы» до 2024 года включительно.
С учетом изменений в законодательстве Российской Федерации актуализировались формы статистической отчетности о деятельности судов и судимости.
Количество обработанных статистических показателей по всем уровням судов и формам отчетности достигло более чем 220 млн. показателей, что на 10 % больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Подчеркну! Ежегодный прирост количества обработанных в Судебном департаменте статистических показателей сохраняется на протяжении многих лет.
Решены задачи по участию Судебного департамента в реализации сервиса «Правосудие онлайн».
В рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» федерального проекта «Цифровое государственное управление» государственной программы Российской Федерации «Информационное общество» на обеспечение развития ГАС «Правосудие» для реализации указанного сервиса предусмотрено ежегодное финансирование на 2021–2024 годы.
В отчетном году при выполнении государственного задания федеральным государственным бюджетным учреждением «Информационно-аналитический центр поддержки ГАС «Правосудие» осуществлена закупка свыше 12,5 тыс. рабочих станций для обеспечения деятельности судов.
Мы планируем и далее обеспечить выполнение этого показателя на уровне не ниже 10 тыс. персональных компьютеров в год с целью обновления автоматизированного рабочего места каждого судьи не реже одного раза в 3 года.
В отчетном периоде нами обеспечивались условия для ведения обязательной аудиозаписи хода судебных заседаний в судах и круглосуточная доступность информации на официальных сайтах федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, мировых судей, органов судейского сообщества, органов Судебного департамента в сети Интернет для пользователей.
Продолжалась поддержка пользователей личных кабинетов сервиса «Электронное правосудие».
В течение 11 месяцев 2020 года посредством указанного сервиса в федеральные суды общей юрисдикции подано почти 2 млн. обращений в электронном виде, в федеральные арбитражные суды посредством аналогичного сервиса подано свыше 600 тыс. электронных обращений.
В соответствии с планами Совета судей Российской Федерации, Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи Судебным департаментом обеспечено проведение соответствующих мероприятий.
В условиях ограничений, вызванных распространением новой коронавирусной инфекции, Судебным департаментом осуществлено организационное обеспечение проведения ряда ответственных мероприятий в режиме видео-конференц-связи, в том числе:
пленарных заседаний Совета судей Российской Федерации и заседаний его Президиума;
заседаний Организационного комитета по подготовке и проведению X Всероссийского съезда судей;
заседаний Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;
заседания Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи;
семинара-совещания с председателями квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации.
Кроме того, обеспечено проведение в режиме виде-конференц-связи общероссийского семинара-совещания с председателями кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, областных и равных им судов, окружных (флотских) военных судов, федеральных арбитражных судов в Верховном Суде Российской Федерации.
Продолжалась работа по созданию надлежащих условий для размещения судов.
Осуществлялось приобретение объектов недвижимого имущества, строительство новых зданий, реконструкция, капитальный ремонт и эксплуатация существующих зданий судов.
В течение отчетного года в ходе реализации мероприятий федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы» введены в эксплуатацию строительством и реконструкцией 10 объектов общей площадью около 30 тыс. кв. м, в том числе здания и пристройки к зданиям для размещения:
Верховного Суда Чеченской Республики;
Орловского областного суда;
Магасского районного суда Республики Ингушетия;
Гудермесского, Урус-Мартановского и Шалинского городских судов Чеченской Республики;
Ессентукского городского суда Ставропольского края;
Володарского районного суда г. Брянска;
Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области;
Заводского районного суда г. Саратова.
В рамках программ Судебного департамента «Комплексный капитальный ремонт зданий федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов на 2019–2021 годы» и «Капитальный ремонт фасадов и кровель зданий федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов на 2019–2021 годы» осуществлялись соответствующие ремонтные работы.
По итогам 11 месяцев отчетного периода мы отремонтировали и приняли в эксплуатацию 29 объектов капитального ремонта.
В отремонтированных зданиях улучшены условия для отправления правосудия, а в переданных зданиях, изначально не предназначенных для нужд органов судебной власти, созданы необходимые условия для деятельности судов.
В течение 2020 года эксплуатация зданий и сооружений осуществлялась без крупных происшествий, связанных с нарушением работы инженерных систем.
К эксплуатации в осенне-зимний период 2020/21 года подготовлены все здания судов.
В целях создания санаторно-курортной базы судебной системы Российской Федерации в отчетном году продолжались мероприятия по передаче на баланс Судебного департамента расположенных в Республике Крым имущественных комплексов клинического санатория «Парус» в г. Ялте, санаторно-курортного центра «Фемида» в г. Евпатории и базы отдыха «Эврика» в г. Алуште.
Объекты недвижимости и земельные участки санатория «Парус» закреплены за Судебным департаментом на праве оперативного управления и постоянного (бессрочного) пользования соответственно.
Проводится работа по приему объектов недвижимого имущества санаторно-курортного центра «Фемида».
По объектам базы отдыха «Эврика» совместно с органами государственной власти Республики Крым нами осуществляются мероприятия, направленные на обеспечение передачи из государственной собственности Республики Крым на баланс Судебного департамента надлежаще учтенного и зарегистрированного имущества.
Мы планируем поэтапно произвести ремонтные работы в переданных Судебному департаменту санаторно-курортных комплексах с целью обеспечения их использования для лечения и отдыха судей, членов их семей, работников аппаратов судов и системы Судебного департамента.
В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации, поручениями Председателя Верховного Суда Российской Федерации в 2020 году осуществлялось кадровое обеспечение деятельности судов и организационное обеспечение дополнительного профессионального образования судей и работников аппаратов судов.
Продолжалась оптимизация системы районных судов путем укрупнения судебных районов и выравнивания служебной нагрузки судей.
По итогам 9 месяцев 2020 года в Российской Федерации функционировали 2343 федеральных суда общей юрисдикции и 115 федеральных арбитражных судов.
В указанных судах осуществляли правосудие около 26 тыс. судей.
В целях совершенствования профессиональных знаний в течение 11 месяцев отчетного периода в Российском государственном университете правосудия прошли профессиональную переподготовку и повышение квалификации почти 6 тыс. судей федеральных судов.
Завершено обучение в РГУП по программам повышения квалификации свыше 6,5 тыс. работников аппаратов судов, замещающих должности помощников председателей судов, помощников судей и секретарей судебных заседаний федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов.
В связи со сложной санитарно-эпидемиологической обстановкой обучение по программам дополнительного профессионального образования в 2020 году проводилось преимущественно с применением дистанционных образовательных технологий.
Реализация социальных гарантий судей и членов их семей, работников аппаратов судов осуществлялась Судебным департаментом согласно действующему законодательству Российской Федерации.
В установленные сроки реализованы указы Президента Российской Федерации и распоряжение Правительства Российской Федерации об увеличении с 1 октября 2020 года должностных окладов судей, гражданских служащих и других работников судов и системы Судебного департамента.
В отчетном периоде Судебный департамент осуществлял выплату ежемесячного пожизненного содержания более чем 19 тыс. бывших судей и судей, пребывающих в отставке.
Почти 11 тыс. судей обеспечена выплата ежемесячной надбавки к денежному вознаграждению в размере 50 % ежемесячного пожизненного содержания.
Ежемесячное возмещение в связи с гибелью (смертью) судьи получалиоколо 2 тыс. нетрудоспособных членов семей судей.
В целях реализации жилищных прав судей в отчетном периоде Судебным департаментом разработаны и по согласованию с Президиумом Совета судей Российской Федерации утверждены положения, регулирующие порядок предоставления судьям единовременной социальной выплаты или жилых помещений в собственность, а также порядок предоставления судьям служебных жилых помещений.
Во взаимодействии с МВД России, Росгвардией и Федеральной службой судебных приставов Судебным департаментом в отчетном году принимались меры по обеспечению безопасности судей и охраны зданий судов.
За 11 месяцев 2020 года было зарегистрировано свыше 3 тыс. происшествий, в том числе 3 покушения на жизнь и здоровье судей, 67 фактов угроз судьям в связи с осуществлением ими правосудия, а также более 300 фактов угроз совершения террористического акта в здании суда, что более чем в два раза превышает количество сообщений об угрозах взрыва, поступивших в 2019 году. Меры обеспечения безопасности применены в отношении 84 судей.
80% зарегистрированных происшествий составляют случаи заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19). Всего в течение 2020 года в судах общей юрисдикции и арбитражных судах новой инфекцией заразились более 5,5 тыс. человек, в том числе свыше 1,5 тыс. федеральных судей и более 300 мировых судей. К большому сожалению 10 федеральных судей и 8 работников аппаратов федеральных судов скончались.
Совместно с судами и органами судейского сообщества Судебным департаментом в отчетном периоде обеспечивалась доступность информации о деятельности судов, осуществлялось взаимодействие со средствами массовой информации.
В связи с санитарно-эпидемиологическими ограничениями, вызванными распространением новой коронавирусной инфекции организовывались онлайн-трансляции ответственных мероприятий судейского сообщества для журналистов.
В 2020 году на официальных интернет-сайтах и в собственных изданиях судейского сообщества, доступных для широкой общественности, а также в средствах массовой информации размещено более 260 тыс. публикаций новостного и аналитического характера, а также интервью.
Обеспечено присутствие журналистов в более чем 4,5 тыс. открытых судебных заседаниях. Проведено более 500 мероприятий с участием средств массовой информации (пресс-конференций, брифингов, круглых столов).
Совместно с Советом судей Российской Федерации организован и проведен Всероссийский конкурс пресс-служб судов и органов Судебного департамента.
Таковы основные итоги деятельности Судебного департамента в 2020 году.
В 2021 году мы продолжим реализацию решений IX Всероссийского съезда судей, Совета судей Российской Федерации и его Президиума, мероприятий государственных программ Российской Федерации и федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013–2024 годы», а также решение задач, поставленных Президентом Российской Федерации, Председателем Верховного Суда Российской Федерации и Советом судей Российской Федерации.
Одной из приоритетных задач для нас будет являться организационное обеспечение подготовки и проведения X Всероссийского съезда судей в соответствии с решением, принятым Советом судей Российской Федерации.