Процедура рассмотрения жалоб в Совете по правам человека

на главную
На главную

Как функционирует процедура рассмотрения жалоб?
Согласно резолюции 5/1 Совета по правам человека процедура рассмотрения жалоб создана для разрешения ситуаций, представляющих собой систематические и достоверно подтвержденные случаи грубого нарушения  прав человека и основных свобод, в любой точке мира. Процедура носит конфиденциальный характер и предполагает сотрудничество с государством, против которого направлена жалоба. Процедура ориентирована на своевременную защиту прав жертвы. Секретариат УВКПЧ совместно с Председателем Рабочей группы по сообщениям производит первоначальную проверку всех сообщений (жалоб) на соответствие критериям приемлемости и отклоняет те из них, которые являются недостаточно обоснованными или анонимными. Жалобы, прошедшие первоначальный этап отбора направляются правительству соответствующей страны для ответа.

Критерии приемлемости жалобы
Рассмотрению не подлежат следующие жалобы:
• политически мотивированные и противоречащие принципам Устава ООН, Всеобщей декларации по правам человека или другим соответствующим правовым инструментам в области прав человека;
• не содержащие в себе изложение фактов предполагаемого нарушения, в частности, не указывающие те права, которые были нарушены; 
• содержащие ругательные или оскорбительные выражения. Однако если жалоба удовлетворяет остальным критериям, она может быть принята к рассмотрению после того, как нецензурная лексика будет убрана;
• направленная не отдельным лицом или группой лиц, утверждающими, что их права были нарушены, или не любым иным лицом или группой лиц, в том числе неправительственными организациями, действующими добросовестно и в соответствии с принципами прав человека, у которых имеются непосредственные и достоверные сведения о подобных нарушениях. Тем не менее, достоверно подтвержденные жалобы не могут быть расценены неприемлемыми основываясь лишь на том факте, что информация предоставлена не из первых источников, при условии наличия четких свидетельств;
• основывающаяся исключительно на источниках СМИ; 
• касающаяся случая систематического и достоверно подтвержденного грубого нарушения прав человека, который уже рассматривался в рамках специальной процедуры, договорного органа или другой существующей в рамках ООН или аналогичной региональной процедуры рассмотрения жалоб на нарушение прав человека; 
• не исчерпавшая все национальные средства правовой защиты, за исключением случаев, когда такие средства неэффективны или требуют необоснованно длительного времени.

Какую информацию должны содержать сообщения?
  • Информация о лице (лицах) или организации (организациях), представивших сообщение (эта информация, если потребуется, останется конфиденциальной). Анонимные сообщения являются неприемлемыми
  • Как можно более подробное фактологическое описание, содержащее фамилии предполагаемых жертв, даты, место нахождения и другие данные
  • Цель жалобы и предположительно нарушенные права
  • Объяснение того, как на основании данного дела могут быть выявлены систематические и достоверно подтвержденные грубые нарушения прав человека, а не отдельные нарушения
  • Информация об исчерпании внутренних средств правовой защиты или объяснение того, насколько неэффективными они были и насколько необоснованно были затянуты.


  • Куда направлять жалобы?
    Сообщения, адресованные в Совет по правам человека, могут быть отправлены в Отдел договоров в области прав человека по следующему адресу:

    Human Rights Council and Treaties Division
    Complaint Procedure
    OHCHR-UNOG 1211
    Geneva 10, Switzerland
    Факс: (41 22) 917 90 11
    E-mail: CP@ohchr.org