ОБЗОРЫ ОБРАЩЕНИЙ

Информация о состоянии работы по рассмотрению обращений и запросов граждан и организаций в 2011 году в аппарате Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации

В 2011 году в Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации (далее – Судебный департамент) поступило 3834 (2855)* единицы корреспонденции, из них: 3714 (2749) жалоб, заявлений, предложений, запросов граждан и организаций и 120 (106) писем информационного характера, то есть сообщений о результатах рассмотрения обращений, а также материалы и документы, предоставленные по направленным в установленном порядке запросам в государственные органы, органы местного самоуправления в связи с рассмотрением обращений.
В Судебный департамент обращались следующие категории заявителей:





Из общего количества поступивших обращений и запросов коллективных – 257 (115).
Жалобы, заявления, предложения, запросы поступили в Судебный департамент в порядке переадресации из государственных органов и непосредственно от авторов через почтовое отделение, в электронном виде с использованием программного обеспечения для приема обращений и запросов через официальный сайт Судебного департамента в сети Интернет**, по средствам факсимильной связи и во время личного приема. Показатели отражены на диаграмме.


 
Проведенный анализ поступивших обращений показывает преобладание вопросов обжалования судебных решений, действий (бездействия) судей, нарушения сроков рассмотрения дел в судах общей юрисдикции (далее – суды) – 985 (752), а  также  ведения  делопроизводства  в  судах,  действий  (бездействия)   работников   аппаратов   судов,   организации   работы  судов – 750 (432), что составляет 47% от общего числа жалоб, заявлений, предложений и запросов.
Значительный объем таких обращений объясняется тем, что граждане считают Судебный департамент вышестоящей инстанцией по отношению к судьям и судам любого уровня. В ответах и уведомлениях о переадресации в соответствующие органы по компетенции заявители информируются о полномочиях Судебного департамента и порядке обжалования решений или действий (бездействия) должностных лиц, которые, по мнению граждан, нарушают их права.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 59-ФЗ) гражданам возвращены 344 (203) обращения с разъяснением порядка обжалования судебных решений.
С учетом положения пункта 5 статьи 11 Закона № 59-ФЗ прекращена переписка с 23 (25) гражданами по вопросам, на которые многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями.
На основании пунктов 3, 4 статьи 8 Закона № 59-ФЗ переадресованы по компетенции 933 (605) обращения, а также копии обращений, в которых содержались вопросы, относящиеся к деятельности нескольких государственных органов, органов местного самоуправления.
В сравнении с показателями 2010 года увеличилось количество обращений по вопросам социально-правовой защиты действующих судей, судей, пребывающих в отставке, и членов их семей – 417 (298); социально-правовой защиты работников аппаратов судов – 224 (152); обеспечения жилыми помещениями судей, судей, пребывающих в отставке, государственных гражданских служащих судебной системы и системы Судебного департамента – 88 (63).
Почти в два раза сократилось количество поступающих на рассмотрение в Судебный департамент сообщений о недостатках в сфере строительства, ремонта зданий судов, материально-технического оснащения, состояния конвойных помещений. Число таких обращений составило 44 (76).
Вопросы функционирования и информационного наполнения сайтов судов и системы Судебного департамента в сети Интернет, применения информационных технологий в судах содержались в 97 (56) обращениях.
С запросами о предоставлении информации о деятельности судов общей юрисдикции обращались в 140 (97) случаях.



В 2011 году подготовлено и направлено 4439 (3058) ответов, уведомлений заявителям, писем и сообщений в различные государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам, в том числе 90 (40) единиц корреспонденции по обращениям, поступившим в 2010 году. Из общего количества исходящих документов 301 (5) ответ (уведомление) направлен по адресам электронной почты, указанным в обращениях.
В  ходе  личного  приема  обратился  81 (99) гражданин  по  вопросам  назначения  ежемесячного  пожизненного  содержания  судьям,  пребывающим  в  отставке – 7 (15);  жилищного  обеспечения – 2;  ведения  делопроизводства  в  судах – 18 (27);  обеспечения  безопасности  судебной  деятельности – 1; применения  информационных  технологий  в  судах – 1;  предоставления  статистической  информации  о  деятельности  судов – 2;  действий  (бездействия)  судей,  органов  судейского  сообщества,  обжалования решений судов,  исполнения решений судов – 33 (29);  несогласия  с  ответами  Судебного  департамента  и  его органов – 6 (3);  прекращения  рассмотрения  ранее  направленного  обращения – 1;  консультативного  характера – 1 (7);  разным – 9 (18).



Управление делами



* Далее в скобках приведены показатели за 2010 год.
** Специализированное программное обеспечение применяется с 1 июля 2010 г.