ОБЗОРЫ ОБРАЩЕНИЙ

Обзорная информация о рассмотрении обращений и запросов граждан и организаций в аппарате Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в I квартале 2020 г.

Рассмотрение обращений граждан и организаций и представление информации о деятельности судов и Судебного департамента по запросам осуществляются Судебным департаментом в соответствии с федеральными законами от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», а также Инструкцией по работе с обращениями и запросами граждан и организаций в Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации, утвержденной приказом Судебного департамента от 21 мая 2010 г. № 102.
В Судебный департамент поступило 1240 жалоб, заявлений, предложений, запросов (далее – обращения) и 73 письма информационного характера, то есть сообщения о результатах рассмотрения обращений и документы, представленные в порядке запросов в связи с рассмотрением жалоб и заявлений.
Подготовлены и направлены 1744 ответа, уведомления заявителям, письма в различные государственные органы, организации и должностным лицам[1].
В обращениях затрагивались следующие вопросы:
финансирование федеральных судов, мировых судей, органов судейского сообщества и системы Судебного департамента и материально-техническое обеспечение деятельности федеральных судов, органов судейского сообщества и системы Судебного департамента – 55;
социально-правовая защита судей, членов их семей и государственных гражданских служащих судебной системы и системы Судебного департамента, обеспечение жилыми помещениями судей, работников аппаратов судов, управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации или получение ассигнований на приобретение жилых помещений – 83;
трудоустройство, соблюдение требований законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе и другие вопросы кадрового обеспечения судебной системы и системы Судебного департамента – 38;
применение информационных технологий в судах, органах судейского сообщества и системе Судебного департамента, подача в суды документов в электронном виде, функционирование и информационное наполнение сайтов судов и системы Судебного департамента в сети Интернет – 88;
организация работы судов, действия (бездействие) работников аппаратов судов, нарушения инструкций по судебному делопроизводству – 333;
обжалование судебных решений, действий (бездействия) работников аппарата суда, аппарата мирового судьи, судей при рассмотрении дел, длительное рассмотрение дел в судах и другие вопросы процессуального характера – 207.
Анализ тематики поступивших обращений показывает, что значительная часть их содержала жалобы на организацию работы федеральных судов, нарушение ведения делопроизводства в судах и жалобы процессуального характера, связанные с рассмотрением дел в судах. Это объясняется тем, что граждане считают Судебный департамент вышестоящей инстанцией по отношению к судьям и судам. В ответах и уведомлениях о переадресации в соответствующие органы по компетенции заявители информируются о полномочиях Судебного департамента и порядке обжалования решений или действий (бездействия) должностных лиц, которые, по мнению граждан, нарушают их права.

Результаты рассмотрения жалоб, заявлений, предложений

По обоснованным обращениям приняты меры, направленные на фактическое разрешение вопросов.
Показатель «оставлено без ответа» включает в себя обращения граждан, содержащие вопросы, на которые неоднократно давались письменные ответы по существу и при этом в обращениях не приводятся новые доводы или обстоятельства. В установленном пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» порядке переписка с заявителями по указанным вопросам прекращена в текущем или предыдущих отчетных периодах.
На основании Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» (далее – Закон № 262-ФЗ) граждане и организации обращались в Судебный департамент с запросами информации о деятельности судов, органов судейского сообщества и системы Судебного департамента. Результаты рассмотрения запросов отражены на диаграмме.


Основной причиной непредоставления информации по запросу данных судебной статистики является наличие сведений на официальном сайте Судебного департамента в сети Интернет. При этом в ответах пользователям информации содержится ссылка на соответствующие формы статистической отчетности, а также разъясняется порядок обращения в ФГБУ ИАЦ Судебного департамента по вопросу обеспечения доступа к копии базы данных судебной статистики для самостоятельной работы.
При анализе результатов рассмотрения не учитывались обращения и запросы, находившиеся на исполнении по состоянию на 31 марта 2020 г.
В целях оперативного решения вопросов, содержащихся в обращениях, в Судебном департаменте в I квартале 2020 г. проведено 46 личных приемов граждан и представителей организаций.


Управление делами


[1] В общий объем исходящей корреспонденции включены ответы, уведомления на обращения, поступившие в 2019 году и по состоянию на 31 декабря 2019 г. находившиеся на рассмотрении.