ОБЗОРЫ ОБРАЩЕНИЙ
Обзорная информация о рассмотрении обращений и запросов граждан и организаций в аппарате Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в 2019 году
Рассмотрение обращений граждан и организаций и представление информации о деятельности судов и Судебного департамента по запросам осуществляются Судебным департаментом в соответствии с федеральными законами от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», а также Инструкцией по работе с обращениями и запросами граждан и организаций в Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации, утвержденной приказом Судебного департамента от 21 мая 2010 г. № 102.
В Судебный департамент поступили 4862 жалобы, заявления, предложения, запроса (далее – обращения) и 213 писем информационного характера, то есть сообщений о результатах рассмотрения обращений и документов, представленных в порядке запросов в связи с рассмотрением жалоб и заявлений.
Подготовлено и направлено 6668 ответов, уведомлений заявителям, письма в различные государственные органы, организации и должностным лицам1.
В обращениях затрагивались следующие вопросы:
финансирование федеральных судов, мировых судей, органов судейского сообщества и системы Судебного департамента и материально-техническое обеспечение деятельности федеральных судов, органов судейского сообщества и системы Судебного департамента – 174;
социально-правовая защита судей, членов их семей и государственных гражданских служащих судебной системы и системы Судебного департамента, обеспечение жилыми помещениями судей, работников аппаратов судов, управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации или получение ассигнований на приобретение жилых помещений – 376;
трудоустройство, соблюдение требований законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе и другие вопросы кадрового обеспечения судебной системы и системы Судебного департамента – 120;
применение информационных технологий в судах, органах судейского сообщества и системе Судебного департамента, подача в суды документов в электронном виде, функционирование и информационное наполнение сайтов судов и системы Судебного департамента в сети Интернет – 431;
организация работы судов, действия (бездействие) работников аппаратов судов, нарушения инструкций по судебному делопроизводству – 1177;
обжалование судебных решений, действий (бездействия) работников аппарата суда, аппарата мирового судьи, судей при рассмотрении дел, длительное рассмотрение дел в судах и другие вопросы процессуального характера – 744.
Анализ тематики поступивших обращений показывает, что значительная часть их содержала жалобы на организацию работы федеральных судов, нарушение ведения делопроизводства в судах и жалобы процессуального характера, связанные с рассмотрением дел в судах. Это объясняется тем, что граждане считают Судебный департамент вышестоящей инстанцией по отношению к судьям и судам. В ответах и уведомлениях о переадресации в соответствующие органы по компетенции заявители информируются о полномочиях Судебного департамента и порядке обжалования решений или действий (бездействия) должностных лиц, которые, по мнению граждан, нарушают их права.
Результаты рассмотрения жалоб, заявлений, предложений в 2019 году
По обоснованным обращениям приняты меры, направленные на фактическое разрешение вопросов.
Показатель «оставлено без ответа» включает в себя обращения граждан, содержащие вопросы, на которые неоднократно давались письменные ответы по существу и при этом в обращениях не приводятся новые доводы или обстоятельства. В установленном пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» порядке переписка с заявителями по указанным вопросам прекращена в текущем или предыдущих отчетных периодах.
На основании Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» граждане и организации обращались в Судебный департамент с запросами информации о деятельности судов, органов судейского сообщества и системы Судебного департамента. Результаты рассмотрения запросов отражены на диаграмме.
Основной причиной непредоставления информации по запросу данных судебной статистики является наличие сведений на официальном сайте Судебного департамента в сети Интернет. При этом в ответах пользователям информации содержится ссылка на соответствующие формы статистической отчетности, а также разъясняется порядок обращения в ФГБУ ИАЦ Судебного департамента по вопросу обеспечения доступа к копии базы данных судебной статистики для самостоятельной работы.
При анализе результатов рассмотрения не учитывались обращения и запросы, находившиеся на исполнении по состоянию на 31 декабря 2019 г.
В целях оперативного решения вопросов, содержащихся в обращениях, в Судебном департаменте в 2019 году проведено 147 личных приемов граждан и представителей организаций.
1 В общий объем исходящей корреспонденции включены ответы, уведомления на обращения, поступившие в 2018 году и по состоянию на 31 декабря 2018 г. находившиеся на рассмотрении.
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 26.04.2013 № Пр-936 в День Конституции Российской Федерации 12.12.2019 Судебный департамент принял участие в проведении общероссийского дня приема граждан, в ходе которого обратились 4 заявителя по вопросам организационного обеспечения деятельности судов, организации работы судов, обжалования действий должностных лиц и судебных решений.
Управление делами
1 В общий объем исходящей корреспонденции включены ответы, уведомления на обращения, поступившие в 2018 году и по состоянию на 31 декабря 2018 г. находившиеся на рассмотрении.