ОБЗОРЫ ОБРАЩЕНИЙ
Обзорная информация о рассмотрении обращений и запросов граждан и организаций в аппарате Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в 2018 году
Рассмотрение обращений граждан и организаций и
представление информации о деятельности судов и Судебного департамента по
запросам осуществляются Судебным департаментом в соответствии с федеральными
законами от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан
Российской Федерации», от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа
к информации о деятельности государственных органов и органов местного
самоуправления», от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о
деятельности судов в Российской Федерации», а также Инструкцией по работе с
обращениями и запросами граждан и организаций в Судебном департаменте при
Верховном Суде Российской Федерации, утвержденной приказом Судебного департамента от 21 мая 2010 г.
№ 102.
В Судебный департамент
поступило 5160 жалоб, заявлений, предложений, запросов (далее – обращения) и
181 письмо информационного характера, то есть сообщение о результатах
рассмотрения обращений и документы, представленные в порядке запросов в связи с
рассмотрением жалоб и заявлений. Подготовлены и направлены 6162 ответа, уведомления
заявителям, письма в различные государственные органы, организации и
должностным лицам[1].
В обращениях затрагивались
следующие вопросы:
- финансирование федеральных судов, мировых судей, органов судейского
сообщества и системы Судебного департамента и материально-техническое
обеспечение деятельности федеральных судов, органов судейского сообщества и
системы Судебного департамента – 163;
- социально-правовая защита судей и членов их семей, в том числе
назначение ежемесячного пожизненного содержания судьям – 259;
социально-правовая защита государственных гражданских служащих
судебной системы и системы Судебного департамента –131;
- обеспечение жилыми помещениями действующих судей, судей, пребывающих в
отставке, работников аппаратов судов, управлений Судебного департамента в
субъектах Российской Федерации или получение ассигнований на приобретение жилых
помещений – 37;
- трудоустройство, соблюдение требований законодательства Российской
Федерации о государственной гражданской службе и другие вопросы кадрового обеспечения
судебной системы и системы Судебного департамента – 147;
- применение информационных технологий в судах, органах судейского
сообщества и системе Судебного департамента, подача в суды документов в
электронном виде, функционирование и информационное наполнение сайтов судов и
системы Судебного департамента в сети Интернет – 406;
- организация работы судов, действия (бездействие) работников аппаратов
судов, нарушения инструкций по судебному делопроизводству – 1031;
- обжалование судебных решений, действий (бездействия) работников
аппарата суда, аппарата мирового судьи, судей при рассмотрении дел, длительное
рассмотрение дел в судах и другие вопросы процессуального характера – 1310.
Анализ тематики поступивших обращений показывает, что значительная
часть их содержала жалобы на организацию работы федеральных судов, нарушение
ведения делопроизводства в судах и жалобы процессуального характера, связанные
с рассмотрением дел в судах. Это объясняется тем, что граждане считают Судебный
департамент вышестоящей инстанцией по отношению к судьям и судам. В ответах и
уведомлениях о переадресации в соответствующие органы по компетенции заявители
информируются о полномочиях Судебного департамента и порядке обжалования
решений или действий (бездействия) должностных лиц, которые, по мнению граждан,
нарушают их права.
По обоснованным обращениям приняты меры, направленные
на фактическое разрешение вопросов.
Показатель «оставлено без ответа» включает в себя обращения
граждан, содержащие вопросы, на которые неоднократно давались письменные ответы
по существу и при этом в обращениях не приводятся новые доводы или
обстоятельства. В установленном пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О
порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» порядке переписка
с заявителями по указанным вопросам прекращена в текущем или предыдущих
отчетных периодах.
На основании Федерального закона от 22 декабря 2008 г.
№262-ФЗ «Об обеспечении доступа к
информации о деятельности судов в Российской Федерации» граждане и организации
обращались в Судебный департамент с запросами информации о
деятельности судов, органов судейского сообщества и системы Судебного
департамента. Результаты рассмотрения запросов отражены на диаграмме.
Основной причиной непредоставления информации по
запросу данных судебной статистики является наличие сведений на официальном
сайте Судебного департамента в сети Интернет. При этом в ответах пользователям
информации содержится ссылка на соответствующие формы статистической
отчетности, а также разъясняется порядок обращения в ФГБУ ИАЦ Судебного
департамента по вопросу обеспечения доступа к копии базы данных судебной
статистики для самостоятельной работы.
При анализе результатов рассмотрения не учитывались
обращения и запросы, находившиеся на исполнении по состоянию на 31 декабря 2018 г.
В целях оперативного решения вопросов, содержащихся в обращениях, в
Судебном департаменте в 2018 году проведены 144 личных приема граждан и
представителей организаций.
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 26.04.2013 № Пр-936 в
День Конституции Российской Федерации 12.12.2018 Судебный департамент
принял участие в проведении общероссийского дня приема граждан, в ходе которого
обратились 2 заявителя по вопросам социального обеспечения и организации
деятельности судов.
[1] В общий объем исходящей
корреспонденции включены ответы, уведомления на обращения, поступившие в
2017 году и по состоянию на 31 декабря 2017 г. находившиеся на
рассмотрении.