ОБЗОРЫ ОБРАЩЕНИЙ
Обзорная информация о рассмотрении обращений граждан и организаций в аппарате Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в 2017 году
Рассмотрение обращений граждан и организаций и представление информации о деятельности судов и Судебного департамента по запросам осуществляется Судебным департаментом в соответствии с федеральными законами от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 59-ФЗ), 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», а также Инструкцией по работе с обращениями и запросами граждан и организаций в Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации, утвержденной приказом Судебного департамента от 21 мая 2010 г. № 102.
В 2017 году поступило 4949 жалоб, заявлений, предложений, запросов (далее – обращения) и 222 письма информационного характера, то есть сообщения о результатах рассмотрения обращений и документов, представленных в порядке запросов в связи с рассмотрением жалоб и заявлений.
Анализ тематики поступивших обращений показывает, что значительная часть их содержала жалобы процессуального характера, связанные с рассмотрением дел в судах, – 583, а также вопросы ведения делопроизводства в судах, действий (бездействия) работников аппаратов судов, организации работы судов – 1138. Это объясняется тем, что граждане считают Судебный департамент вышестоящей инстанцией по отношению к судьям и судам. В ответах и уведомлениях о переадресации в соответствующие органы по компетенции заявители информируются о полномочиях Судебного департамента и порядке обжалования решений или действий (бездействия) должностных лиц, которые, по мнению граждан, нарушают их права.
В обращениях затрагивались следующие вопросы, решение которых входит в компетенцию Судебного департамента:
социально-правовая защита действующих судей, судей, пребывающих в отставке, и членов их семей, в том числе назначение ежемесячного пожизненного содержания, – 367;
социально-правовая защита государственных гражданских служащих судебной системы и системы Судебного департамента – 149;
обеспечение жилыми помещениями действующих судей, судей, пребывающих в отставке, работников аппаратов судов, управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации или получение ассигнований на приобретение жилых помещений – 45;
вопросы трудоустройства, соблюдения требований законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе и другие
вопросы кадрового обеспечения судебной системы и системы Судебного департамента – 153;
финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности судов – 196;
применение информационных технологий в судах, органах судейского сообщества и системе Судебного департамента, функционирование и информационное наполнение сайтов судов и системы Судебного департамента в сети Интернет – 839;
учет, отчетность, статистика, запрос архивных данных – 226.
Подготовлено и направлено 6150 ответов, уведомлений заявителям, писем в различные государственные органы, организации и должностным лицам, из них 2462 письма направлены по адресам электронной почты[*].
Результаты рассмотрения обращений граждан и организаций в 2017 году
По всем обоснованным обращениям приняты меры, направленные на фактическое разрешение вопросов, удовлетворение заявленных требований.
Показатель «оставлено без ответа» включает в себя обращения граждан, содержащие вопросы, на которые неоднократно давались письменные ответы по существу. При этом в обращениях не приводятся новые доводы или обстоятельства. В установленном п. 5 ст. 11 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» порядке переписка с заявителями по указанным вопросам прекращена в текущем или предыдущих отчетных периодах.
При анализе результатов рассмотрения обращений не учитывались обращения, находившиеся на исполнении по состоянию на 31 декабря 2017 г.
В целях оперативного рассмотрения обращений проведено 158 личных приемов граждан и представителей организаций руководителями и уполномоченными на то лицами Судебного департамента.
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 26 апреля 2013 г. № Пр-936 Судебный департамент 12 декабря 2017 г. принял участие в проведении общероссийского дня приема граждан, в ходе которого обратились 6 заявителей по вопросам социального обеспечения, организации работы судов, обжалования действий должностных лиц государственных органов и судебных решений.
[*] В общий объем исходящей корреспонденции включены ответы, уведомления на обращения, поступившие в 2016 году и по состоянию на 31 декабря 2016 г. находившиеся на рассмотрении.