ОБЗОРЫ ОБРАЩЕНИЙ
Обзорная информация о рассмотрении обращений граждан и организаций в аппарате Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в 2015 году
Рассмотрение обращений граждан и организаций и представление информации о деятельности судов и Судебного департамента по запросам осуществляется Судебным департаментом в соответствии с федеральными законами от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 59-ФЗ), 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», а также Инструкцией по работе с обращениями и запросами граждан и организаций в Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации, утвержденной приказом Судебного департамента от 21 мая 2010 г. № 102.
В 2015 году общий объем корреспонденции, поступившей в отдел обращений и приема граждан Управления делами Судебного департамента, составил 5278 (4788)* единиц, из них: 4998 (4646) жалоб, заявлений, предложений, запросов (далее – обращения) и 280 (142) писем информационного характера, то есть сообщений о результатах рассмотрения обращений и документов, представленных в порядке запросов в связи с рассмотрением жалоб и заявлений.
Доставка обращений в Судебный департамент осуществлялась службами почтовой, фельдъегерской и специальной связи – 1568 (1625), в электронном виде через официальный сайт Судебного департамента в сети Интернет, по адресу электронной почты Судебного департамента – 2685 (2596), с использованием системы межведомственного электронного документооборота – 603 (233), по средствам факсимильной связи – 47 (98). Письменные обращения также принимались в ходе личного приема – 95 (94).
В порядке переадресации обращения поступили из:
Верховного Суда Российской Федерации, Совета судей Российской Федерации, Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации – 144 (85);
Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации – 650 (313);
других органов и организаций – 170 (138).
Проведенный анализ тематики поступивших обращений показал, что преобладают вопросы процессуального характера, связанные с рассмотрением дел в судах, – 1036 (1225), а также вопросы ведения делопроизводства в судах, действий (бездействия) работников аппаратов судов, организации работы судов – 975 (773).
Значительный объем таких обращений объясняется тем, что граждане считают Судебный департамент вышестоящей инстанцией по отношению к судам.
В ответах и уведомлениях о переадресации в соответствующие органы по компетенции заявители информировались о полномочиях Судебного департамента и порядке обжалования судебных решений или действий (бездействия) должностных лиц, которые, по мнению граждан, нарушают их права.
На основании п. 5 ст. 11 Закона № 59-ФЗ приняты решения о прекращении переписки с 27 (54) гражданами по вопросам, на которые неоднократно давались ответы.
Количество обращений по вопросам информатизации, использования информационных ресурсов, применения информационных систем, технологий, размещения судебных решений в сети Интернет и обеспечения доступа к этим решениям в отчетном периоде составило 243 (181).
По результатам рассмотрения поступивших запросов информации о деятельности судов в 145 (131) случаях запрашиваемая информация представлена в полном объеме или частично, 73 (42) – не представлена по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».
Основной причиной отказа в представлении информации является размещение сведений на официальном сайте Судебного департамента в сети Интернет.
В 2015 году поступили 123 (104) жалобы и заявления, которые касались вопросов управления в сфере строительства, финансирования и материально-технического обеспечения деятельности судов.
Из общего числа поступившей корреспонденции в 361 (293) обращении содержались вопросы социально-правовой защиты действующих судей, бывших судей, судей, пребывающих в отставке, и членов их семей, в том числе назначения ежемесячного пожизненного содержания; 262 (212) – социально-правовой защиты государственных гражданских служащих судебной системы и системы Судебного департамента; 61 (40) – реализации судьями, работниками судебной системы и системы Судебного департамента социальных гарантий в жилищной сфере.
Увеличение числа обращений по вопросам, относящимся к компетенции Судебного департамента, связано прежде всего с вступившими в силу изменениями в законодательстве Российской Федерации, касающимися компетенции Судебного департамента и его органов, а также деятельности судов Российской Федерации.
В отчетном периоде подготовлено и направлено 5883 (4795) ответа, уведомления заявителям, письма в различные государственные органы, организации и должностным лицам. По адресам электронной почты отправлено 1855 (1268) ответов и уведомлений.
По обоснованным обращениям приняты меры, направленные на фактическое разрешение вопросов, удовлетворение заявленных требований.
При анализе результатов рассмотрения обращений не учитывались обращения, которые на основании Закона № 59-ФЗ оставлены без ответов по существу поставленных вопросов в связи с прекращением переписки с гражданами, а также обращения, находившиеся на исполнении по состоянию на 31 декабря 2015 г.
В целях оперативного рассмотрения обращений в Судебном департаменте проведено 138 (92) личных приемов граждан и представителей организаций. Заявители обращались по вопросам назначения ежемесячного пожизненного содержания, социально-правовой защиты действующих судей, судей, пребывающих в отставке, кадрового обеспечения, финансирования судов, обеспечения безопасности судебной деятельности, информатизации и применения информационных технологий в судах, представления информации о деятельности судов, органов судейского сообщества и системы Судебного департамента, ведения делопроизводства в судах, организации работы судов, обжалования судебных решений, действий (бездействия) должностных лиц государственных органов, получения письменных ответов на ранее направленные обращения и предоставления документов, консультативного характера.
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 26 апреля 2013 г. № Пр-936 Судебный департамент принял участие в проведении общероссийского дня приема граждан 14 декабря 2015 г., в ходе которого обратились 6 заявителей по вопросам организации работы судов, информатизации и применения информационных технологий в судах, обжалования действий судей и судебных решений.
______________________________
[*] Далее в скобках приведены показатели за 2014 год.
______________________________
[*] Далее в скобках приведены показатели за 2014 год.