ОБЗОРЫ ОБРАЩЕНИЙ
Информация о рассмотрении обращений и запросов граждан и организаций в аппарате Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в 2014 году
Рассмотрение обращений граждан и организаций и представление информации о деятельности судов и Судебного департамента по запросам осуществляется Судебным департаментом в соответствии с федеральными законами от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», а также Инструкцией по работе с обращениями и запросами граждан и организаций в Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации.
В 2014 году общий объем корреспонденции, поступившей в отдел обращений и приема граждан Управления делами Судебного департамента, составил 4788 единиц, из них: 4646 обращений и 142 письма информационного характера, то есть сообщения о результатах рассмотрения обращений и документов, представленных в порядке запросов в связи с рассмотрением обращений.
Обращения поступили в Судебный департамент в порядке переадресации из государственных органов, учреждений и других организаций и непосредственно от авторов через почтовое отделение и курьерскую службу доставки, в электронном виде с использованием программного обеспечения для приема обращений через официальный сайт Судебного департамента в сети Интернет, по средствам факсимильной связи и во время личного приема. Показатели приведены на диаграмме.
Реализуя конституционное право на обращение, граждане и организации активно используют информационно-коммуникационные системы. Так, по итогам 2014 года сеть Интернет стала доминирующим средством направления заявлений, жалоб, предложений в Судебный департамент.
Кроме того, в Судебный департамент поступали обращения, в которых заявителями указаны только адреса электронной почты для направления ответов. В электронном виде отправлено 1268 ответов и уведомлений гражданам, что на 40% больше, чем в 2013 году.
Анализ тематики поступивших обращений показывает, что, как и в предыдущие отчетные периоды, значительная часть их содержала жалобы процессуального характера, связанные с рассмотрением дел в судах, – 1225 (2013 год – 963; 2012 год – 1090); жалобы на организацию работы федеральных судов общей юрисдикции, нарушения ведения делопроизводства в судах – 773 (2013 год – 663; 2012 год – 683).
Это объясняется прежде всего тем, что граждане считают Судебный департамент вышестоящей инстанцией по отношению к судьям и судам. В ответах и уведомлениях о переадресации в соответствующие органы по компетенции заявители информируются о полномочиях Судебного департамента и порядке обжалования решений или действий (бездействия) должностных лиц, которые, по мнению граждан, нарушают их права.
С учетом положения Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 59-ФЗ) 278 обращений, в которых обжаловались судебные решения, возращены заявителям с разъяснением компетенции Судебного департамента и порядка обжалования решений судов.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 8 Закона № 59-ФЗ и пунктом 5 статьи 18 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» (далее – Закон № 262-ФЗ) 1141 жалоба, заявление и запрос, а также копии обращений направлены в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам, в компетенцию которых входит рассмотрение поставленных в обращениях вопросов.
По результатам рассмотрения поступивших запросов информации о деятельности судов в 131 случае запрашиваемая информация представлена в полном объеме или частично, 42 – не представлена по основаниям, предусмотренным Законом № 262-ФЗ.
Результаты рассмотрения запросов о деятельности судов
Основными причинами отказа в представлении информации являются наличие сведений на официальном сайте Судебного департамента в сети Интернет, направление запрашиваемых данных пользователям ранее.
Сравнительный анализ за пять лет свидетельствует о наметившейся тенденции роста числа обращений по вопросам информатизации, использования информационных ресурсов, применения информационных систем, технологий, размещения судебных решений в сети Интернет и обеспечения доступа к этим решениям. На диаграмме приведены показатели.
Вопросы информатизации, использования информационных ресурсов, применения информационных систем, технологий, размещения судебных решений в сети Интернет и обеспечения доступа к этим решениям
Из общего числа поступившей корреспонденции 47 жалоб касались вопросов управления в сфере строительства, финансирования строительства и ремонта зданий и сооружений судов. Другие вопросы финансирования и материально-технического обеспечения деятельности судов содержались в 57 обращениях.
Увеличилось количество обращений по вопросам кадрового обеспечения и трудоустройства в органах и организациях в сравнении с предыдущим отчетным периодом – 86 (2013 год – 15). Доля обращений по вопросам кадрового обеспечения деятельности судов, осуществляющих правосудие на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя, составляет 62% от общего числа обращений указанной тематики.
Вопросы кадрового обеспечения деятельности судов и трудоустройства, содержащиеся в поступивших в 2014 году обращениях
В сравнении с 2013 годом снизилось число обращений по вопросам социально-правовой защиты действующих судей, судей, пребывающих в отставке, и членов их семей – 293.
Количество обращений с просьбами о содействии в реализации или восстановлении нарушенных прав, свобод или законных интересов в области социально-правовой защиты государственных гражданских служащих судебной системы и системы Судебного департамента остается на прежнем уровне – 212.
Вопросы реализации судьями, работниками судебной системы и системы Судебного департамента социальных гарантий в жилищной сфере содержались в 40 обращениях.
Вопросы социальной защиты судей и государственных служащих
На основании пункта 5 статьи 11 Закона 59-ФЗ приняты решения о прекращении переписки с 54 гражданами по вопросам, на которые неоднократно давались ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями.
С заявлениями о прекращении рассмотрения ранее направленных жалоб обратились 8 заявителей.
В 70 обращениях наряду с основными вопросами гражданами и представителями организаций затрагивалась тема использования должностными лицами своих полномочий в целях личной выгоды (коррупция).
Согласно представленным в отдел обращений и приема граждан Управления делами материалам проверок по рассмотрению 7 жалоб факты коррупционного проявления подтверждения не нашли.
В остальных 63 обращениях авторы обжаловали судебные решения и иные действия судей и работников аппаратов судов, при этом употребили в текстах термин «коррупция».
Обращения, в которых обжаловались судебные решения, согласно пункту 2 статьи 11 Закона № 59-ФЗ возвращены гражданам, направившим их, с разъяснением порядка обжалования, или направлены по компетенции в федеральные суды и органы судейского сообщества.
В 2014 году общий объем исходящей корреспонденции составил 4795 единиц, в том числе 52 ответа на обращения, зарегистрированные в 2013 году и по состоянию на 31 декабря 2013 г. находившиеся на рассмотрении.
В целях оперативного рассмотрения обращений в Судебном департаменте проводился личный прием граждан в 92 случаях. Заявители обращались по вопросам назначения ежемесячного пожизненного содержания, социально-правовой защиты действующих судей, судей, пребывающих в отставке; финансирования судов; оплаты труда адвокатов; применения информационных технологий в судах; ведения делопроизводства в судах, организации работы судов; обжалования судебных решений, действий (бездействия) должностных лиц государственных органов; получения письменных ответов на ранее направленные обращения и представления документов; обжалования ответа Судебного департамента на ранее направленное обращение; консультативного характера.
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 26.04.2013 № Пр-936 о проведении начиная с 12.12.2013 в День Конституции Российской Федерации общероссийского дня приема граждан в Судебном департаменте был организован второй общероссийский день приема граждан, в ходе которого осуществлялся личный прием и прием в режиме видеосвязи.