ОБЗОРЫ ОБРАЩЕНИЙ
Информация о рассмотрении обращений и запросов граждан и организаций в аппарате Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в 2013 году
В Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации (далее – Судебный департамент) в 2013 году поступили 4031 обращение и 157 писем информационного характера, то есть сообщений о результатах рассмотрения обращений и документов, представленных в порядке запросов в связи с рассмотрением обращений.
Подготовлены и направлены 4562 ответа, уведомления заявителям, письма в различные государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам, в том числе 89 ответов на обращения, зарегистрированные в 2012 году и по состоянию на 31 декабря 2012 г. находившиеся на рассмотрении.
Граждане и организации активно используют информационно-коммуникационные системы для реализации конституционного права на обращение.
Так, с помощью программного обеспечения для приема обращений и запросов через официальный сайт Судебного департамента в сети Интернет обработано и зарегистрировано 1853 обращения, что составило 46% от общего количества жалоб, предложений, заявлений и запросов.
Сравнительный анализ за три года свидетельствует о наметившейся тенденции роста числа обращений в форме электронного документа, а также числа ответов и уведомлений, направляемых в электронном виде на адреса электронной почты, указанные в обращениях.
Анализ тематики обращений показывает преобладание вопросов обжалования судебных решений, действий (бездействия) судей, нарушения сроков рассмотрения дел в судах общей юрисдикции (далее – суды) – 963, а также ведения делопроизводства в судах, действий (бездействия) работников аппаратов судов, организации работы судов – 663.
На основании Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» (далее – Закон № 262-ФЗ) граждане и организации обратились в Судебный департамент с 132 запросами о представлении информации о деятельности судов, из них 88 обращений о представлении данных судебной статистики. Результаты рассмотрения запросов отражены на диаграмме.
Основными причинами отказа в представлении информации являются наличие сведений на официальном сайте Судебного департамента в сети Интернет, направление запрашиваемых данных пользователям ранее.
В отчетном периоде поступило 38 обращений о недостатках в сфере строительства, ремонта зданий судов, состояния конвойных помещений, материально-технического обеспечения.
Вопросы функционирования и информационного наполнения сайтов судов и системы Судебного департамента в сети Интернет, применения информационных технологий в судах содержались в 155 обращениях.
Из общего числа поступившей корреспонденции 416 жалоб и заявлений касались вопросов социально-правовой защиты действующих судей, бывших судей, судей, пребывающих в отставке, и членов их семей, в том числе назначения ежемесячного пожизненного содержания; социально-правовой защиты государственных гражданских служащих судебной системы и системы Судебного департамента – 199.
Вопросы реализации судьями, работниками судебной системы и системы Судебного департамента социальных гарантий в жилищной сфере содержались в 59 обращениях.
В Судебный департамент поступило 90 обращений граждан и представителей организаций, по мнению которых в действиях должностных лиц усматривается проявление коррупции.
1. Из 42 обращений направлены по компетенции в судебные органы и органы судейского сообщества – 35; в правоохранительные и иные органы – 7.
2. В ответах на 34 жалобы разъяснены порядок обжалования судебных решений или действий (бездействия) должностных лиц и компетенция Судебного департамента.
3. Согласно представленным в отдел обращений и приема граждан Управления делами материалам по рассмотрению 14 обращений факты коррупции не установлены.
С заявлениями о прекращении рассмотрения ранее направленных жалоб обратились 6 заявителей.
В 6 обращениях содержались нецензурные и оскорбительные выражения. Заявители на основании пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 59-ФЗ) уведомлены о недопустимости злоупотребления правом.
С учетом требований Закона № 59-ФЗ в 35 случаях приняты решения о прекращении переписки с гражданами по вопросам, на которые неоднократно давались ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 8 Закона № 59-ФЗ и пунктом 5 статьи 18 Закона № 262-ФЗ 1217 жалоб, заявлений и запросов, а также копии обращений направлены в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам, в компетенцию которых входит рассмотрение поставленных в обращениях вопросов.
С учетом положения Закона № 59-ФЗ 395 обращений, в которых обжаловались судебные решения, возращены заявителям с разъяснением компетенции Судебного департамента и порядка обжалования решений судов.
Личный прием заявителей в Судебном департаменте проводился с участием специалистов Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов, Главного управления обеспечения деятельности военных судов и Управления социальной защиты судей и государственных служащих в целях оперативного рассмотрения обращений, относящихся к компетенции Судебного департамента.
В ходе личного приема обратились 122 гражданина по вопросам назначения ежемесячного пожизненного содержания, социально-правовой защиты действующих судей, судей, пребывающих в отставке; социально-правовой защиты членов семей работников системы Судебного департамента; обеспечения безопасности судов; функционирования и информационного наполнения сайтов судов в сети Интернет; представления информации о деятельности судов; обжалования ответов Судебного департамента и его органов; ведения делопроизводства в судах, организации работы судов; обжалования судебных решений, действий (бездействия) судей; получения письменных ответов на ранее принятые в ходе личного приема обращения; по другим вопросам. Принято 95 письменных обращений.