ОБЗОРЫ ОБРАЩЕНИЙ

Статистическая информация о рассмотрении обращений, запросов и приема граждан и представителей организаций в аппарате Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации за 9 месяцев 2013 г.

За 9 месяцев 2013 г. в Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации (далее – Судебный департамент) поступило 3009 единиц корреспонденции, из них: 2894 жалобы, заявления, предложения и запроса граждан и организаций и 115 писем информационного характера.
Категории заявителей: граждане – 1754; осужденные к лишению свободы, лица, к которым применена мера заключение под стражу, – 433; действующие судьи, судьи, пребывающие в отставке, члены их семей – 370; государственные гражданские служащие судебной системы – 180; представители государственных органов, общественных объединений и организаций – 73; адвокаты – 49; без указания фамилий, почтовых или электронных адресов заявителей – 35.
Из общего количества поступивших обращений коллективных обращений – 373.
Анализ тематики поступивших обращений показывает преобладание вопросов обжалования судебных решений, действий (бездействия) судей, нарушения сроков рассмотрения дел в судах общей юрисдикции (далее – суды) – 771, а также ведения делопроизводства в судах, действий (бездействия) работников аппаратов судов, организации работы судов – 465.
Значительный объем таких обращений объясняется тем, что граждане считают Судебный департамент вышестоящей инстанцией по отношению к судьям и судам любого уровня. В уведомлениях о переадресации в соответствующие органы по компетенции и ответах заявители информируются о полномочиях Судебного департамента и порядке обжалования решений или действий (бездействия) должностных лиц, которые, по мнению граждан, нарушают их права.
Вопросы функционирования и информационного наполнения сайтов судов и системы Судебного департамента в сети Интернет, применения информационных технологий в судах содержались в 113 обращениях.
В отчетном периоде поступило 89 запросов о представлении информации о деятельности судов. По результатам рассмотрения в 54 случаях запрашиваемая информация представлена в полном объеме или частично, 22 – не представлена по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». Переадресовано в другие государственные органы в соответствии с их компетенцией 13 запросов.
Из общего числа поступившей корреспонденции 321 жалоба и заявление касались вопросов социально-правовой защиты действующих судей, бывших судей, судей, пребывающих в отставке, и членов их семей, в том числе назначения ежемесячного пожизненного содержания; социально-правовой защиты государственных гражданских служащих судебной системы и системы Судебного департамента – 157.
Вопросы реализации судьями, работниками судебной системы и системы Судебного департамента социальных гарантий в жилищной сфере содержались в 51 обращении.
В Судебный департамент поступило 81 обращение граждан и представителей организаций, по мнению которых в действиях должностных лиц усматривается проявление коррупции.
Из них:
1. 38 обращений направлено по компетенции в: Верховный Суд Российской Федерации – 6; Дисциплинарное судебное присутствие – 3; органы судейского сообщества в Российской Федерации – 14; Министерство внутренних дел Российской Федерации – 1; Федеральную службу безопасности Российской Федерации – 1; Следственный комитет Российской Федерации – 2; федеральные суды общей юрисдикции – 8; прокуратуру Краснодарского края – 1; ФССП России, УФССП России по Тюменской области – 2.
2. В ответах на 30 жалоб разъяснены порядок обжалования судебных решений или действий (бездействия) должностных лиц и компетенция Судебного департамента.
3. Согласно представленным в отдел обращений и приема граждан Управления делами материалам по рассмотрению 11 обращений факты коррупции не установлены.
4. По двум обращениям запланированы проверки с выездом на места.
Подготовлено и направлено 3245 ответов, уведомлений заявителям, писем в различные государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам, в том числе 89 ответов на обращения, зарегистрированные в 2012 году и по состоянию на 31 декабря 2012 г. находившиеся на рассмотрении.
Из общего количества исходящей корреспонденции 500 документов направлено в электронном виде на адреса электронной почты, указанные в обращениях.
На основании пунктов 3, 4 статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и пункта 5 статьи 18 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» 880 обращений и запросов, а также копии обращений направлены в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам, в компетенцию которых входит рассмотрение поставленных в обращениях вопросов.

Обращения, запросы и их копии направлены в:

 

суды общей юрисдикции –  712;

органы судейского сообщества –  64;

органы Судебного департамента – 65;

другие ведомства – 60.



 
С учетом требования пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» 157 обращений, в которых обжаловались судебные решения, в течение 7 дней со дня регистрации возращены заявителям с разъяснением компетенции Судебного департамента и порядка обжалования решений судов.
Личный прием граждан в Судебном департаменте проводился работниками Судебного департамента в 95 случаях. Заявители обращались по вопросам назначения ежемесячного пожизненного содержания, социально-правовой защиты действующих судей, судей, пребывающих в отставке; социально-правовой защиты членов семьи работников системы Судебного департамента; функционирования и информационного наполнения сайтов судов в сети Интернет; использования в судах звукоусилительной аппаратуры, средств аудио- и видеофиксации хода судебного заседания; представления информации о деятельности судов; несогласия с ответами Судебного департамента и Управления Судебного департамента в Ставропольском крае; ведения делопроизводства в судах, организации работы судов; обжалования судебных решений, действий (бездействия) судей; обжалования действий (бездействия) сотрудников правоохранительных органов; консультативного характера; получения письменных ответов на ранее принятые в ходе личного приема обращения.
В ходе личного приема принято 72 письменных обращения. В остальных случаях даны устные разъяснения по существу поставленных вопросов.